Особенности и структура научного знания

Наука в культуре современной цивилизации

КОНСПЕКТ ОСИПЕНКО П.В РНМ-13-01 (03)

Проблема заключается в том, что понятие цивилизации в достаточной степени определено (условно).

В соответствии с одной из точек зрения, культура - это то, в чем мы живем, цивилизация - это то, посредством чего мы живем (в техногенном аспекте). Различают два типа цивилизаций в философии науки: традиционалистский и техногенный.

1). Традиционалистский тип характерен для традиционного общества, которое характеризуется следующими чертами:

а) господство традиций;б) неравномерное социально-экономическое развитие;в) господство религии;г) преобладание сельского хозяйства.

Базисные ценности:

а) сохранение в неизменном виде прежнего опыта;

б) ориентация на здравый смысл, на обыденное сознание.

2) Основные черты техногенных цивилизаций (возникли в 16 - 17 вв. в Западной Европе (с переходом к капитализму)):

а) быстрые темпы социально-экономического развития, основанного на технике;б) внедрение науки в производство и превращение науки в непосредственную производительную силу общества.в) на первый план выдвигается наука (а не религия).

Базисные ценности:

а) ориентация на поиск научного знания;б) создание новых видов и способов деятельности;в) ориентация на научную рациональность. Рациональность может быть научной и ненаучной. Научная рациональность характеризуется тем, что опирается на научную теорию, на точные понятия, на логику, доказательства, на эксперимент (в то время, как донаучная рациональность опирается на созерцание).

Наука - творческая духовная деятельность людей, направленная на получение истинного научного знания. Критерии (особенности) научного знания, отличия его от ненаучного:

1) Цель науки - открытие объективных законов действительности, а в конечном счете для получения истинных знаний.

2) Системность - всякое научное знание обязательно должно быть приведено в систему.

3) Объектами научного знания являются не предметы сами по себе, а их идеализированные аналоги.

4) Логическая выводимость одних знаний из других.

5) Использование научного метода исследования и строгие требования к методу познания.

6) Возможность контроля над самой процедурой получения знания и возможность ее повторения.

7) Однозначность языка описания исследовательских процедур.

8) Строгая доказательность и обоснованность научных выводов, их обязательность.

9) Опытная проверяемость (верифицируемость).

10) Непротиворечивость элементов системы научного знания.

Одной из важнейших целей научного познания является предвидение, предсказание изменений действительности.