Правила оформления документов.
Подстили и жанры.
Сферы, где проявляет себя регламентирующая воля субъекта, обслуживаются разными подстилями ОДС: законодательным, дипломатическим, канцелярско-административным.
Законодательный подстиль функционирует в сфере правовых отношений. Дипломатический – в межгосударственных отношениях. Канцелярско-административный – в деловых отношениях между учреждениями, организациями и гражданами.
В пределах каждого подстиля сформировались свои жанры, предполагающие проявление той или иной воли.
Законодательный подстиль: конституция, своды законов, уложения.
Дипломатический: нота (офиц. обращение одного правительства к другому); коммюнике (офиц. сообщение по вопросам международного значения); меморандум (документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос); дипломатическое письмо (обычно договоренность о каких-либо условиях, позволяющих достичь соглашения).
Канцелярско-административный подстиль.
Жанры этого подстиля достаточно разнообразны. Поэтому их делят на три группы: 1. организационно-распределительные (положения, уставы, инструкции, приказы, решения, протоколы); 2) справочно-информационные (письма, докладные записки, акты, справки) 3) по личному составу (личное дело, заявление, трудовая книжка, характеристика, договор).
О-д текст не только регламентирует ситуацию, но и сам регламентирован (необходимость избежать всяческих неясностей и двусмысленностей в волеизъявлении). Поэтому культурой выработаны и закреплены достаточно жесткие требования к оформлению такого рода бумаг. Регламентирована не только собственно форма (композиция, выбор языковых средств), но и отдельные элементы содержания.
Эти элементы носят название реквизитов (лат. требуемое, необходимое). То есть это предписанный для каждого жанра свой набор необходимых признаков и атрибутов, установленных законом или распорядительным документом. Например, номер документа, гриф учреждения, печать, подпись, имя автора, адресата и т.п.
Совокупность реквизитов и их расположение образуют формуляр документа.
Он может быть создан по трем основным схемам.
1. трафарет стандартных формул, в пробелы между которыми человек вписывает свои данные (доверенность, например);
2. модель (реквизиты, содержательные части расположены в достаточно строгой последовательности, но содержание частей может варьироваться в зависимости от ситуации (заявление, деловое письмо).
3. схема:реквизиты и последовательность частей в значительной степени зависят от изменчивости ситуации и состава участников (объяснительная записка).