Экономические реформы в 90-е годы 20 века в России и их последствия
Становление новой российской государственности и политической системы в России в 90-е годы 20 века
Перед многонациональным Российским государством стояла задача укрепления его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Некоторые из них (Татарстан, Башкортостан, Якутия) пытались взять курс на постепенный выход из состава РФ. Это могло привести к распаду страны и междоусобицам.
В целях сохранения единства России в марте 1992 г. большинством субъектов Федерации был подписан Федеральный договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Дальнейшее становление российской государственности связано с разработкой собственной Конституции.
Камнем преткновения являлся выбор формы государственности: президентская или парламентская республика. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти было обусловлено также разным видением стратегии экономических реформ. Все это привело к тому, что Президент своим Указом "О поэтапной конституционной реформе в России" объявил о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и проведении 12 декабря 1993 г. референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное федеральное собрание. Развязкой кризиса стали трагические события 3-4 октября в Москве. По приказу Б. Н. Ельцина был расстрелян Белый дом, где находился Верховный Совет. Несколько сот человек погибли и получили ранения.
Результаты референдума 12 декабря 1993 г. позволили принять Основной Закон страны
Россия объявлялась демократическим правовым государством с республиканской формой правления
В 90-е гг. социально-экономическая ситуация продолжала оставаться очень тяжелой: 1) спад производства не был остановлен; 2) оставалась высокой инфляция; 3) динамика доходов населения свидетельствовала о возникновении пропасти, которая разделяла немногочисленный слой «новых русских» и основную массу населения.
В начале 1992 в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января вступил в силу указ президента о либерализации цен. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к резкому снижению реальных зарплат и пенсий, резкому падению уровня жизни. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991—1995 ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, а средний класс составил 15—20 % населения к 1997—1998. В августе 1998 г. наблюдался тяжелейший экономический и политический кризис: 1) были перечеркнуты достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля; 2) в средствах массовой информации вновь стал обсуждаться вопрос о коррупции в высших эшелонах власти; 3) отношения президента и правительства, с одной стороны, и парламента – с другой, имели конфликтный характер.
Вместе с тем с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998 г., который заставил потребителей покупать более дешевые отечественные товары и тем самым стимулировать рост производства. Выборы в III Государственную Думу 1999 г. изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе получило проправительственное движение «Единство». 31 декабря 1999 г. президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку, во главе государства встал В.В. Путин