Истина и заблуждения

Истина: основные характеристики и критерии

Цель познания – это достижение истины.

Но познание является сложным и противоречивым процессом и оно не свободно от заблуждений и ошибок.

Классическая концепция истины сложилась в Древней Греции, согласно которой истина это соответствие знаний действительности.

Классическую концепции истины принимают и разделяют большинство философов.

Различие между философами состоит в том, а что же принимается под действительностью.

Беркли и Мах, субъективные идеалисты под действительностью понимают комбинацию человеческих ощущений.

Платон, объективный идеалист под действительностью понимает неизменные, сверхчеловеческие идеи. Гегель, объективный идеалист, понимает истину как саморазвивающийся мировой разум.

Материалисты. Истина - объективная действительность, существующая в ней независимо от человеческого сознания.

При материалистическом понимании действительности истина определяется как адекватное отражение объективной реальности, познающим субъектом.

для того чтобы правильно понять истину, важно понять, что истина не существует сама по себе независимо от знаний. Это знание может быть истинным и не истинным, оно может соответствовать и не соответствовать сознанию.

Поэтому употребление определение истины стоит иметь в виду, что истинное знание выражается в понятиях суждениях теориях и других формах познания.

Познание не свободно от заблуждения.

Заблуждение можно определить как несоответствие знаний действительности, неадекватное отражение объекта в сознании субъекта.

Заблуждения возникают в следствии разных объективных и субъективных причин.

Причиной заблуждения может быть одностороннее восприятие объекта.

Другой причиной может быть истолкование вероятных знаний как достоверных.

Еще одна причина это несовершенство познавательных средств.

Истина и заблуждение – это гносеологические категории, и строго говоря, они не должны в себя включать оценку знаний, отношения к ним субъекта.

Оценочный или аксеологический аспект характерен для другой пары понятий: правда и ложь.

Под правдой понимают истину, содержащую нравственную оценку. Правдиво это не только истинно, но еще и правильно, честно, справедливо.

Ложь – это понятие противоположное правде, ложь следует отличать от заблуждения. Заблуждение это непреднамеренное искажение действительности, ложь же, это преднамеренное искажение знаний и целью ее является - ввести в заблуждение тех, к кому она адресована.

В теоретической и практической деятельности наряду с понятием заблуждения употребляется понятие ошибка.

Ошибки бывают разные:

1. Фактические – то есть по содержанию

2. Логические – связаны с неправильным ходом мысли, нарушением логических правил

Логически ошибки делятся на: непреднамеренные (паралогизмы), преднамеренные (софизмы).

Заблуждения и ошибки в познании неизбежны и задача заключается в том чтобы их обнаруживать и вытеснять из сферы познания.

Кроме классической концепции истины существует ряд других концепций и теорий (см. учебник).

В этом ряду существует прагматическая концепция истины, для этой теории характерно отождествление истины с ее практической пользой, с эффективностью. То есть истина здесь соотносится не с действительностью, а с деятельностью человека, а значит, прагматическая концепция не решает проблему соответствия знания самому объекту познания. Однако эта концепция как и другие неклассические теории истины ставит важные гносеологические проблемы решение которых связано прежде всего с выявлением содержания истины.