Как связаны между собой чувственное и рациональное познания

Рациональное познание

Рациональное познание другими словами можно назвать абстрактным мышлением, опосредоваными знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражающихся в основных логических нормах: понятиях, суждениях, умозаключениях.

Эти знания отражают общественные предметы и явления.

Понятие это обобщенная характеристика объекта, выражающая его сущность и внутреннее содержание.

Суждение – это умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказанной мысли, носит оценочный характер, характеризуется психологическими состояниями сомнения, знания, убеждения, веры.

Умозаключение – умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания.

Мышление формирует абстракции.

Мышление формирует понятия на основе обобщения знаний, об отдельных предметах и их свойствах.

Таким образом, возникают например понятия, которые отражают свойства определенного множества предметов: круглое, кислое, холодное и т.д.

Или понятия о множестве однотипных предметов: кафедра, дом, дерево. Кроме того способно формировать абстракции высокого порядка.

Следует подчеркнуть, что мышление по своей сути является отводом, отвлечением от действительности.

И благодаря этой особенности мышление способно выделять, во первых общее свойство, существенные связи вещей и процессов, в третьих устанавливать причины вещей и процессов, в четвертых способно познавать законы движения и развития природы, общества и мышления, в пятых способно создавать целостную характеристику мира.

Понятие суждения и умозаключения выражаются в определенных языковых формах, словах и предложениях.

Язык – это знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, средство общения между людьми.

Язык имеет различные формы: язык существует в устной форме, так же письменный язык, внутренняя речь, язык жестов, искусственные языки.

Единство мышления и языка не означает их тождество.

Мышление имеет идеальную природу, а язык является материальным феноменом.

Язык представляет собой систему звуков и знаков, он не отражает предметы, а он их обозначает, выступает их символами.

Чувственное и рациональное познания составляют стороны, моменты единого процесса познания, они взаимопроникают, они неразрывно переплетаются друг с другом.

Чувственное познание отражает конкретный объект с внешней поверхностной стороны, но при всей своей конкретности оно уже содержит в себе элементы обобщения.

Чтобы описать яблоко – круглое, гладкое, сладкое у человека должны быть понятия круглое, гладкое, сладкое. И такой элемент обобщения характерен для всех трех элементов познания.

Чувственное познание является предпосылкой к переходу к познанию рациональному.

Обращаясь к рациональному познанию в нем обязательно есть момент чувственного познания .

Без чувственного познания рациональное познание будет попросту лишено объективного содержания, у него не будет связи с внешним миром.

К этому надо добавить, что рациональное познание так же ориентирует и обуславливает познание чувственное.

Если на чувственное и рациональное познание посмотреть с исторической точки зрения, то надо признать первичность чувственного познания, именно оно ориентировало и обеспечивало жизнедеятельность древних людей на протяжении многих веков.

Но если на чувственное и рациональное познание смотреть с современных позиций, то надо констатировать, что чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным и вместе они составляют общий единый процесс познания.

Существует в условии философии такие гносеологические течения, которые абсолютизируют одну из сторон познания.

Сенсуализм – это гносеологическое течение, которое абсолютизируют роль чувственного познания и стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. К этому течению относятся: Эпикун, Протогор, Бэрдли, Юнг, Гобс, Лок, Гельвеций, Дидро.

Рационализм – течение, которое абсолютизирует роль рационального познания и стремится вывести все содержание познания из разума и абстрактного познания. К ним относятся: Гегель, Лейбниц, Спиноза, Де Карт.

Познание – это процесс, в котором в неразрывной связи находятся чувственное и рациональное познание, но в этот же процесс включены и многие элементы психики.

Еще в познавательной деятельности задействованы эмоциональная, волевая сфера сознания со сем предпосылочным знанием.