Как связаны между собой чувственное и рациональное познания
Рациональное познание
Рациональное познание другими словами можно назвать абстрактным мышлением, опосредоваными знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражающихся в основных логических нормах: понятиях, суждениях, умозаключениях.
Эти знания отражают общественные предметы и явления.
Понятие это обобщенная характеристика объекта, выражающая его сущность и внутреннее содержание.
Суждение – это умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказанной мысли, носит оценочный характер, характеризуется психологическими состояниями сомнения, знания, убеждения, веры.
Умозаключение – умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания.
Мышление формирует абстракции.
Мышление формирует понятия на основе обобщения знаний, об отдельных предметах и их свойствах.
Таким образом, возникают например понятия, которые отражают свойства определенного множества предметов: круглое, кислое, холодное и т.д.
Или понятия о множестве однотипных предметов: кафедра, дом, дерево. Кроме того способно формировать абстракции высокого порядка.
Следует подчеркнуть, что мышление по своей сути является отводом, отвлечением от действительности.
И благодаря этой особенности мышление способно выделять, во первых общее свойство, существенные связи вещей и процессов, в третьих устанавливать причины вещей и процессов, в четвертых способно познавать законы движения и развития природы, общества и мышления, в пятых способно создавать целостную характеристику мира.
Понятие суждения и умозаключения выражаются в определенных языковых формах, словах и предложениях.
Язык – это знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, средство общения между людьми.
Язык имеет различные формы: язык существует в устной форме, так же письменный язык, внутренняя речь, язык жестов, искусственные языки.
Единство мышления и языка не означает их тождество.
Мышление имеет идеальную природу, а язык является материальным феноменом.
Язык представляет собой систему звуков и знаков, он не отражает предметы, а он их обозначает, выступает их символами.
Чувственное и рациональное познания составляют стороны, моменты единого процесса познания, они взаимопроникают, они неразрывно переплетаются друг с другом.
Чувственное познание отражает конкретный объект с внешней поверхностной стороны, но при всей своей конкретности оно уже содержит в себе элементы обобщения.
Чтобы описать яблоко – круглое, гладкое, сладкое у человека должны быть понятия круглое, гладкое, сладкое. И такой элемент обобщения характерен для всех трех элементов познания.
Чувственное познание является предпосылкой к переходу к познанию рациональному.
Обращаясь к рациональному познанию в нем обязательно есть момент чувственного познания .
Без чувственного познания рациональное познание будет попросту лишено объективного содержания, у него не будет связи с внешним миром.
К этому надо добавить, что рациональное познание так же ориентирует и обуславливает познание чувственное.
Если на чувственное и рациональное познание посмотреть с исторической точки зрения, то надо признать первичность чувственного познания, именно оно ориентировало и обеспечивало жизнедеятельность древних людей на протяжении многих веков.
Но если на чувственное и рациональное познание смотреть с современных позиций, то надо констатировать, что чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным и вместе они составляют общий единый процесс познания.
Существует в условии философии такие гносеологические течения, которые абсолютизируют одну из сторон познания.
Сенсуализм – это гносеологическое течение, которое абсолютизируют роль чувственного познания и стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств. К этому течению относятся: Эпикун, Протогор, Бэрдли, Юнг, Гобс, Лок, Гельвеций, Дидро.
Рационализм – течение, которое абсолютизирует роль рационального познания и стремится вывести все содержание познания из разума и абстрактного познания. К ним относятся: Гегель, Лейбниц, Спиноза, Де Карт.
Познание – это процесс, в котором в неразрывной связи находятся чувственное и рациональное познание, но в этот же процесс включены и многие элементы психики.
Еще в познавательной деятельности задействованы эмоциональная, волевая сфера сознания со сем предпосылочным знанием.