Этап становления духа

Ранний Гегель. В. Дильтей – «История молодого Гегеля». В книге развенчивается миф, по которому Гегель является сухим рационалистом. Не смотря на рационализацию, которой подвергается сама действительность, в философии Гегеля есть частичка мистицизма. Оно первоначально связана с интуицией религиозной. Он начинает свою философскую карьеру с осмысления религии. Он вскрывает структурные моменты, обращаясь к анализу христианства. Гегель пытается познать развитие человечества и мира в целом. «Феноменология духа» – ранняя основополагающая работа Гегеля. Античность духа представлена через некую меру (гармонию) единичного и всеобщего. Человек вполне доволен своей жизнью. Гармония утрачивается человечеством. Гегель описывает этот момент как дальнейшее развитие. Он приходит к рассмотрению иудаизма. Иудаизм вырисовывается в размышлениях Гегеля как религиозная система, делающая акцент на всеобщном начале. Это всеобщее (закон яхвы) – растворяет в себе единичное. Человек должен страдать. Критикуя иудаизм, Гегель приходит к христианству. Это есть попытка соизмерить единичность и всеобщность в ситуации утраты гармонии, ибо античность не возродить. Первоначально Гегель к христианству относится сугубо негативно, он находится под идеологией просвещения. Но его отношение к христианству меняется. Он приходит к кантовскому пониманию религии. Он начинает критиковать просветителей. Он видит в христианстве объективный процесс, учитывающий потребности общества определённого времени. Он не может отрицать христианство и считать его сводом суеверий. Христианство необходимо в деле развития человечества в становлении человеческого общества. Эта необходимость и есть матрица рассуждений Гегеля, он пытается в действительности увидеть некий процесс её свершения, объективную логику развития событий. И этой логикой и есть развитие духа. Дух – это всегда самосознание, которое подлежит завоеванию. Речь идёт о понимании духом своих собственных действий и самого себя. Самосознание требует этого завоевания, этого развития. Вот почему бытие является субъектом, где в развитии дух должен прийти к предельной точки самопонимания себя. Здесь стоит проблема опредмечивания, и осознания себя в своих действиях и поступках, поэтому здесь движение, которому подчиняется дух, является познание, или понимание. Завоевание осознания своей собственной сущности раскрывается в диалектике «Господина и раба».

Завоевание возможно по факту риска потерять абсолютно всё. Человек, который оказывается на этом пределе своей собственной смерти расщепляется на две природы: господа (они выдерживают эти пари со смертью, они становятся абсолютно свободными, они завоёвывают это самосознание, он отделяется от природы) и рабы (подчиняются необходимости служить, рабу открывается самосознание в борьбе). Это есть начало для утверждения общественного неравенства. В момент, когда раб наконец-таки начинает ущемлять свою собственную плоть и свои собственные потребности, он высвобождается из власти природы. В таком случае, господин становится рабом тех результатов труда, которые высвобождают раба; господин становится зависимым от своих рабов. В этом и сталкиваемся с диалектикой. Диалектика раба хорошо ложится в идеологию новой социалистической революции. У самого же Гегеля присутствует двойственная позиция по поводу революционности как таковой. В Гегельском объективном рационализме сочетаются анархизм, революционность. В таком случае, для гегелевской философии действительность, какой бы ужасающей она не была с точки зрения справедливости всегда разумна. Со стороны Гегеля больше присутствует его положительного отношение власти, нежели революционность.

«Всё, что действительно – разумно, а что разумно, то действительно». Здесь мы сталкиваемся с панлогизмом: логика мировой идеи и есть логика мирового универсализма. Гегель переходит критике просвещения и революции. Просветители это злобные, но при этом никчёмные люди, которые предлагают эту бессильную философию, которая отвергает христианство как религию разума.

До Гегеля мы метаемся от индивидуализма до универсального всеобщего.

Философия тождества есть некий абсолютный синтез, который растворяет индивида в универсальности.

Для Гегеля это подобно смерти, он предлагает выход, который оказывается развитием и синтез является творением некой новой реальности. Мы обогащаемся и это понятие становится конкретным.

Три периода:

1. Субъективный дух. Познаётся психологией, антропологией. Здесь сосредоточено на индивидуальном и единичном. Мы сосредоточены на своих потребностях, на самих себе.

2. Объективный дух. Встречаемся с необходимость познавать что-то другое. Это и есть государство. Государство есть частица, причастная к мировому разуму.

3. Абсолютный дух. Религия, искусство и философия – это есть подступы к пониманию духа.

Мы познаём действительность духа, но на третьем периоде дух понимает, что всё является результатом его деятельности по самопознанию.

Возникает логическая философская трудность для понимания этого развития. Развитие требует отчуждения, некоего перехода развивающейся реальности в своё, иное. Гегель и приходит к помощи диалектики. Формально эта логика может быть представлена через три ступени.

Лестница развития знаний:

1. Рассудочная ступень (метафизическая ступень). Разум знакомится с самим собой, как с данностью посредством категорий рассудка. Разум жёстко фиксирует противоположные понятия и разделяет их. Находясь на этой ступени развития, в молодости Гегель испытывает разочарования во всё, ибо для него, человека ожидающего благость, эта ситуация не может стать действительностью.

2. Отрицательно-разумная (диалектическая ступень). Разум, познакомившись с собой как с данностью, отрицает своё собственное содержание. Если всё развивается, то всё переходит в свою собственную противоположность. Развитием является мировой разум.

3. Положительно-разумная (спекулятивная ступень). Посредством спекуляции мы объединяем противоположности в некое единство.

Тезис – антитезис. – синтез противоположности, сочетающий в себе противоположные начала.

Изначально бытие есть идея, которая ещё не является мировой, ибо мир здесь в процессе своего становления. Эта идея есть чистое, абстрактное и бессодержательное понятие, оно лишено какой-либо конкретики, это есть чистое бытие. Но будучи бессодержательным, это чистое бытие сталкивается с ничто. Этот тезис предлагает противоположность. Борьба этих противоположностей приводит к появлению нечто.

Идеализм подразумевает переход идеального в материальное (природное). Идея переходит в своё иное бытие мысли = природное. Здесь, заявивший о себе забывает о своей реальности, воплощаясь в свою собственную противоположность.

В природе возникает человек, который ознаменован борьбой за свое самосознание, за ним и человеческое общество. В конечном итоге возникает борьба между единым человеком и государством (моралью, правом).

1. Реальность в себе (чистое бытие как идея)

2. Для себя бытия

3. В себе для себя бытия (основополагающая важность).

Гегель представил развитие мировой идеи в наш универсум посредством этих трёх стадий.

Диалектическая логика. Представлена тремя законами:

1. Утверждает единство и борьбу противоположностей

2. Подразумевает категории качества, количества и меры. «Качество» - есть лишь категория конечная, которая поэтому и находит своё подлинное место лишь в царстве природы, а не в мире духов. «Количество» - есть чисто бытие, в котором определённость положена уже не как тождественная с самим бытием, а как снятое или безразличное. «Мера» - есть качественно определённое количество, она исчисляема, но определяет предел качества. Количество переходит в качество.

3. Касается ситуации развития, но уже под новым углом. Касается отрицания отрицания. Развитие какой-либо качественной определённости невозможно написать через одно единственное отрицания, надо использовать и второй.

Гегель посредством этого описывает становление мирового духа, который в мышлении Гегеля достигает предела. Мышление человека причастно абсолютному разуму, и в тот самый момент, когда Гегель достигает знания того, что вся действительность есть сам мировой разум. Эта мировая идея достигает абсолютной точки своего развития. История на сем заканчивается.

Разворачивание это не есть появление нового. В этом ключе мы никогда не поймём рождения творчества. Логика всегда ограничена. Она никогда не может выразить самого процесса развития. С точки зрения Гегеля вырисовывается следующая картина: если факт не укладывается в теоретическую систему, тем хуже для факта – пример подхода Гегеля к истории. Для него рационально-разумным является создание государственности. Государство это оплот свободы. Сила всеобщего закона здесь необходимые ступени для утверждения борьбы единичного со всеобщим – достижения абсолютного.

К государству человек приходит своими силами. Возникает вопрос, как изначально неразумное существо (человек) выражает всеобщую логику мирового разума. Гегель на этот подвох отвечает: действует хитрость разума, на человека этот мировой разум воздействует через его чувственную природу, через слабые стороны, которыми славен человек. Гегель приходит к этому решению через обращению к политэкономии Адама Смита. Хитрость разума представлена разрозненностью первоначальных промышленников и экономистов, строящих общую экономическую систему.

Гегель антипацифист – он описывает необходимость войны.

Диалектика:

- статика

- метафизика

- сущность

- динамика

Сущности дано развитие.

Критика

У Гегеля вырисовывается парадоксальная ситуация: развитие представляется как бесконечный процесс, но он полагает предел всему – стадия абсолютного духа.

Логика подразумевает некие границы, которые обозначают в виде шара. У Гегеля есть задача: свести всю действительность к логике идей. Она должна быть вписана в жёсткий предел. Здесь появляется проблема панлогизма. Гегель становиться тем, в мышлении которого мировой разум понимает самого себя.

Гегель становится основателем философии истории. Он не ставит философский вопрос о смысле этой истории.

Архэ – начало

Телос – цель

Безличность того духа, которому он выражает почтение, она есть последствие. Он находит этот выход в материи (бесконечном разнообразии форм). В рамки логики у Гегеля входит разумение, все части, всё, что есть.

Человек, обладающий мышлением, есть лишь предмет логики.

Тема опредмечивания, переход в своё иное (инобытие). Связана в любом случае со свободой и касается свободы. Опредмечивания связано с необходимостью развиваться, совершенствоваться. Всякое развитии доходит до определённой точкой, где мы сталкиваемся с феноменом отчуждения, когда, то чем мы гордились, начинает нас порабощать. Для того, чтобы развиваться, нужно быть чем-то, чтобы что-то подлежало этому развитию. Этот эмбрион переходит в природу, а в лоне природы появляется человек, возникает общество, семья, этическое общее универсальное, и переход бытие для себя.

Необходимо постижение самого себя, только опредмечивая это, но предмет здесь не значим, это то, в чём я пытаюсь себя обрести, предметность нужно ассимилировать. Надо потеряться в природе, а потом в ней же прийти к самосознанию.

Три периода – критерии свобода и высвобождение:

1. Восток. Он деспотичен, значит, свободен один, все остальные несвободны

2. Античность. Степень осознания человеком своих свобод увеличен. Период демократии. Многие свободны и многие несвободны.

3. Пруссия (Прусская демократия, монархия). Истинное демократическое государственное устройство. Свободны все. Осознание своей собственной свободы.

 

Гегель обожествляет в неком смысле государственность. С точки зрения Гегеля революционный толк бессмыслен. Гегель совмещает разрывность и контентуальность.

 

Революционный скачёк

Мера

 

Маркс начинает сочувствовать пролетариям.

Периодымарксизма:

1. Гуманистический этап становления мысли. Занимается проблемой отчуждения, проблемой разрешения той матрицы взаимоотношений, которая характеризует любое общество.

Он связан с проблемой отчуждения, это отчуждение есть отчуждение от результатов своего собственного труда. Он анализирует первоначальный этап капитализма, который характеризуется бесчеловечностью к рабочим и крестьянам. Он начинает с моральной проблемы. Это отчуждение подразумевает, что пролетарий, которого нанимает буржуа своими же рукам производит товар, который с ещё большей силой закрепощает этого рабочего. Это отчуждение приводит к отчуждению от общества совершенно закономерно, ибо несправедливость и злоба порождают только несправедливость и злобу, так и от природы. В результате утверждается проблема поляризации общественного целого на классы. Здесь утверждается класс угнетателей и класс подчинённых. Маркс формулирует основание для классовой теории стратификации общественного целого. Эта классовая теория подразумевает экономический критерий для выделения того или иного класса. Разделение по классам утверждается за счёт собственности на средства производства. В соответствии с владением им происходит разделение на классы: пролетариат и буржуазию – оказывает реальной политической силы. Надо постичь необходимость перехода по линии восхождения пролетариев.

Она не отменяет условие революции, которая предуготовлена благими намерениями.

Ключевую роль играет собственность на средства производства. Для характеристики общественного развития Маркс приходит к понятию формации – определённого способа производства, характеризующий развитие общества на том или ином историческом этапе становления. Она подразумевает способ производства, который определяет всё, носит определяющий характер. Способ производства представлен через производительные силы и производственные отношения. В производительные силы входят технологии и человек, как рабочая сила. Производственные отношения, это отношения, связанные с экономикой: отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров. Всё это формирует экономический базис, на основе которого утверждаются надстроечные элементы и сама надстройка, которая идеалогична. Надстройка представляется автономной по отношению к базису, это говорит о том, что надстройка скрыта и определена базисом, но никогда в этом не признаётся. Надстройка включает все остальные отношения (политические, религиозные, научные, философские).

Идеология– иллюзорное ложное сознание. Смысл идеологии заключается в том, что восходящий класс, характеризующийся наличием собственности на средство производства выдаёт интересы самого себя за интересы всего общества в целом, навязывая нисходящему классу ту матрицу отношений, которые свойственны ему самому.

Религия есть опиум для народа.

Ленин, как представитель диалектического материализма, предстаёт нам в качестве ревизиониста – он пересматривает всё это. Пролетариат, свергая несправедливую власть дворянства, буржуазии и всего остатка прошлых времён, творит свою идеологию, которая по определению не может быть ложной системой отношений.

Маркс – представитель класса буржуазии, но он выходит за рамки тотальности мировоззрения нисходящего класса. Марксизм даёт возможность критиковать общество потребления, находя свою мысль, проникнутой идеологией. Реальность избегает слово реальность. Сам по себе марксизм, как теория, полагает предел самому себе. Социалистическая революция, с точки зрения его учения, возможна только в развитом буржуазном обществе, которое в своём развитии пришло к необходимости разрешить назревшие в нём противоречия. Марксизм понимает всякую ограниченность полагания сущности.

Сила марксизма касается практики.

Исторический материализм.Представлен ретроспективной теорией развития событий. Есть формации, которые человечеству необходимо пройти.

Есть 5 формаций:

1. Первобытнообщинный строй

2. Рабовладельческий строй

3. Феодальный строй

4. Капиталистический строй

5. Коммунистический строй

Она обусловлена противоречием. Развитие и переход от одной формации к другой обусловлен противоречием между производительными силами и производственными отношениями.

Карл Маркс был пойман в ловушку своего теоретизирования и мышления. Этот закон, который выдвигается Марксом как закон обоснования, не подтверждается. Капитализм выродился в беспроблемное сосуществование рабочих и тех, кто их нанимает.

С развитием капитализма марксизм классического толка теряет основу для осуществления социалистической революции. Рабочий не осознаёт давления отношений господства и подчинения, он проникается буржуазной идеологией и идеологией потребления, но не пользуется этой свободой.

Дальнейшее развитие марксизма (неормарксизм) решает проблему отыскания новой революционной силы. Здесь на ум приходит франкфурдская (социологическая) школа, которая утверждает свою теорию на основе материализма. (одномерный человек, эрос и цивилизация). Франкфурдцы (Маркузе) пытаются совместить психоаналитическую теорию и марксистскую теорию. Лозунгом новых неомарксистов становится высвободить воображение, которое оказывается подавлено.

2. Политэкон. Проблемы политики и экономики. Философско-экономические рукописи.

3. Капитал

С точки зрения Маркса надо не познавать действительность, упиваясь идеей объективности, развития мирового духа. С точки зрения Маркса, прилщённого Гегельянством, который понимает всю несправедливость положения рабочего, дело философии касается преображения этого мира. Когнитивную установку, которая выражается в панлогизме Гегеля, он не отражает, но он требует, чтобы когнетивность имела и практическое выражение. Но это не отменяет сферы идеального.

Маркс с Энгельсом переворачивают философию Гегеля с головы на ноги. Метод, оформившийся в Гегельянстве, существует и в марксизме и носит название диалектики.

Диалектический материализм Карла Маркса.

Система подразумевает движение мирового духа.

Здесь появляется диктомия диалектики – метафизика. Здесь Маркс на стороне диалектики. Диалектика, как метод познания не позволяет замкнуться в пределах догматизма сущности. Диалектика утверждает процесс развития, а метафизика – статику, вечность, сущность, неизменность. Материализм (диалектический материализм) оказывается неким революционным учением, которое до сих пор непревзойдено. Он вновь вырывает человеческое мышление из цепких лап догматизма. Маркс критикует идеализм Гегеля за то, что пытается конкретное бытие вывести из абстракционной идеи. Материя становится главным в его философии. Материя, в лоне которой появляется человек, отягощённый этим светочем разума, становится основой диалектики. Диалектический материализм утверждает специфику идеального.

Безусловно этот момент становится сложным в материализме и до конца ответить на вопрос о природе сознания как идеального невозможно. Маркс описывал ситуацию сложившегося сознания. Стоит заметить эту фундаментальную форму: сознание есть свойство высокоорганизованной материи. С одной стороны – правота эволюционизма, а с другой – даёт толчок к становлению психологии на научное обоснование.

Сознание отсылается к трудовой деятельности. Труд становится тем способом понимания природы сознания, которое отсылает к материальному началу. Эта формула не нова – она отсылает к категории господина и раба.

Трудовая деятельность есть ключ к пониманию природы сознания.

 

Георг Лукач – венгерский мыслитель. Заявляет о себе, как величайший знаток буржуазной философии, он пишет книгу об эстетике. Он делает неприглядный для своих коллег выбор в строну марксизма и коммунизма, обрекая себя на нелицеприятное общение с представителями этого общения в СССР. Он основоположник экзотерического марксизма. Лукач стоит перед моральной дилеммой: с одной стороны, он, будучи представителем буржуазии, он может выражать идеи социал-демократии, с другой – он утверждает сам коммунизм, который опирается на большевизм, как политическую силу. Эта моральная дилемма предстаёт в следующих очертаниях: большевизм оборачивается возможностью через социалистическую революцию утвердить человеческое общество на основах гуманности. Социал-демократы выбирают эволюционный путь развития (оборачивается предательством идеалов, который лишает их возможности критиковать коммунистов), когда как коммунисты – революцию. Он выбирает коммунизм и революцию, забывая, что эта революция несправедлива в принципе.

Лукач обращается к Канту и его априорным условиям, которые формируют опыт. Рабочий пролетариат находится в выигрышном условии по сравнению с буржуазией: нам нечего терять кроме своих оков и цепей. Поэтому сознание пролетария свободно от предрассудков буржуазии, единственным делом которой является защита своей собственности на средства производства. Это сознание пролетария становится иллюзорным. Он видоизменяет марксизм и старается представить его в некой чистоте. Чистота эта представляется априорной структурой познания, о которой писал Кант. В таком случае, теория Марксизма и позволяет выйти за рамки задействования превращённых форм, которыми тешет себя сознание буржуа.

Марксизм даёт понять, что это отчуждение, как таковое, непреодолимо. С точки зрения Маркса это отчуждение должно быть преодолено упразднением частной собственности. Весь коммунизм оказывается нереализуемым целым этой теории. Маркс попадает в свою собственную ловушку теоретизирования.

Холизм – целостность.