Философия Гегеля

Проблема этики философии Канта

Мы приходим к двойственности Канта – теоретической и практической. Мы можем существовать, взаимодействовать друг с другом только лишь исходя из идеи реального существования свободы. Эта человечность и связана с идеей свободы. Как таковая мораль отсылает нас также и к праву. Само оно необходимо для утверждения идея свободы, столь значимой для нас в идейном плане. Она полезна, она есть некое основание существования людей в рамках социума. Вынесение приговора возможно только в том случае, если свобода действия признана реальной. Кант защищает автономию этики, сторонником которой он и является. Этическое является таковым добродетельным, если оно не обусловлено ничем иным, кроме самой себя. Этика (добродетельность) связана со свободой воли – моральный поступок никогда не может быть моральным, если он не обусловлен чем-то, что не называется моральным. Она противопоставляется гетерономной этикой – обуславливает моральные и добродетельные поступки тем, чем мораль не является. С точки зрения Канта, этика может быть только лишь автономной, тем самым, в практической концепции Канта мы сталкиваемся с изменением отношения между богом и добродетельностью (этикой). До Канта Бог обуславливал этику и моральное поведение граждан. Этика оказывалась гетерономной. Бог не может быть основанием этического поведения, с точки зрения Канта. Он полезен в практическом отношении, но его полезность в этом смысле производна. Кант в своей теории автономной этики формулирует категорический императив, который имеет силу всеобщего долженствования. Этот императив и становится сердцевиной его категории этики.

1. «Поступай по отношению к другому так, чтобы максимум твоей воли могла стать всеобщим законодательством».

2. «Относись к другим прежде всего как к цели, а не как к средству».

 

Философия Гегеля – это, прежде всего, панлогизм – следствие радикализации и абсолютизации объективного идеализма. Сама действительность оказывается представленной только через логику. А следовательно, всё есть понятие, всё есть логика.

Бытие есть идея (здесь Гегель не открывает ничего нового)

Бытие есть субъект, в задачу которого входит своё собственное самоопределение. Бытие не является некой неизменной извечной реальностью. Бытие само представлено в этом самополагании и саморазвитии.

Мировая идея (мировой разум). Гегель поднимает знание о разуме и понятии на высоту, от которой отталкиваются сейчас философы. Для Гегеля понятие включает для себя всеобщность, но она всегда конкретна, т.е. жива. Речь идёт как раз о реальности этой мировой идеи, универсальной. Движение зиждется на противоречии.

Гегель – это друг Шеллинга. Философия тождества является философией Шеллинга, он развивает в том числе и кантианство. Дух объемлет собой всё, он снимает всякие противоположности, он есть высший синтез всего. По началу такую позицию разделяет и Гегель. Мировой разум и есть мировой дух, которой объявится у Гегеля.

Для Гегеля противоречие, противоположность не являются вторичными образованиями, эти противоречия и противоположности имеют первостепенное значение. Для Гегеля противоречие есть основа всякой теории и реальности. Это есть сама основа мысли и реальности, если реальность оказывается воплощение идеального. Гегель обожествляется многими фигурами своего времени, он получает большие аудитории и имеет массу поклонников. В аутсайдерах становятся Шопенгауэр и Шеллинг. Шопенгауэр не приемлет панлогизм Гегелевского толка.