Диалектика Канта

Вся трансцендентальная теория это есть теория всеобщей субъективности. Кант пытается выразить всеобщую логику человеческого мышления, разлагая его на три составляющие. Этот всеобщий субъект первоначально очищен от всевозможных психологических особенностей, которыми мы различаемся. На уровне трансцендентального субъекта мы все равны. Всеобщий субъект только лишь пытается найти общую логику выражения. Всеобщий субъект философии Канта оказывается до конца не выразим, с одной стороны, пределом этой всеобщей субъективности является вещь в себе, этот вещь в себе субъект не творит, он лишь умозрительно до неё доходит. Здесь он следует логике эмпиризма. Этот мир обладает для него некой автономией, которая обоснована вещью в себе. Если мы отрицаем вещь в себе, мы переходим к солипсизму – философскому убеждению, которое подтверждает реальность какого-либо сознания. Сама действительность соизмеряется с тем, что воспринимает нечто. Теория всеобщего субъекта не является в этом отношении солипсизмом. Вещь в себе для него есть некий остаток, который сохраняет внешнюю автономию этого мира. Дело в том, что Кант наследует прививку эмпиризма от Юма. Для него научное познание разделяется на два рода суждения:

1. Аналитически-априорные суждения – не расширяют нашего знания. Это и есть знания о трансцендентальном субъекте. Он познаёт эти условия и они выражаются в это суждении. Они разлагаются на части, но не создают новое. Опыт есть нечто необходимое для науки.

2. Синтетически-апостреиорные суждения. Расширение знаний. Возможен через исследование явлений субстанций и акциденций. Здесь нечто приплюсовывается и мы сталкиваемся с избытком знаний. Эта проблема подразумевает связь неоднородную, качественно разнородную. Невозможно утвердить причинно-следственную связь между явлениями. Речь идёт о связи разнородной. Поэтому критикуя эти идеи, Кант замечает, что в опыте мы никогда не встречаем ни космос, ни бога. Ни душу человека. Опыт – это требование быть наукосообразным.

Реальность гарантирована соответствием категорий и трансцендентальных идей.

Главное для него выразить разнородность, где одно явление будет связано с другим.

Всеобщая субъективность по Канту имеет предел, с одной стороны – вещь в себе, с другой – сам познающий, ибо он также есть вещь в себе. У Канта нет логики, которая вместила бы, или же позволила бы объяснить действия этой всеобщей субъективности. Кант приходит своей теории к так называемой трансцендентальной антитетике – раздел, который касается диалектики. Она касается антиномии – это противоречие с необходимостью, возникающая в рамках теории, не располагающей никакими средствами к разрешению этого противоречия. Здесь представляется тезис и антитезис, которые с одинаковой степенью достоверны и которые мы не можем развенчать. Здесь мы сталкиваемся с одинаковыми противоречиями.

Антиномии Канта:

Вторая математическая антиномия: тезис – мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве; антитезис – мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен и во времени и в пространстве.

Вторая математическая антиномия: тезис – всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из простого; антитезис – ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого.

Третья динамическая антиномия: тезис – причинность по закону природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире, для объяснения явлений необходимо ещё допустить свободную причинность, или причинность через свободу; антитезис – нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы.

Четвёртая динамическая антиномия: тезис – к миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безусловно необходимая сущность (Бог); антитезис – нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины.

С точки зрения Канта, мы с необходимостью должны ограничивать разум.