Философия в эпоху Возрождения

Соотношение знание и веры

Верую, чтобы понимать Credo ut unteligam

Категория Зод.Он должен быть обращён к Богу. Смысл этого воззвания есть только в том случае, если доподлинно известно, что есть тот, к кому и обращён этот зод, причём есть как могущий услышать и ответить на это воззвание. Здесь зод прежде всего требует движения мира, он возможен лишь только в контексте знания. Человек, фактом откровения, изначально прибывает в лоне божественной истины. Вера, таким образом требует понимания, а понимание здесь гарантировано верой. Здесь нет проблемности, здесь есть напряжение, требующее погрузить человека в божественную истину. Но пребывание в истине драматично.

2. Схоластика

Антропоцентризм, как исходная установка мыслителей.

Теоцентризм сменяется антропоцентризмом. Он встроен в средневековую систему представлений о человеке – человек – образ и подобие бога. Мысль пробуждается от некоего бессилия. Философия открывает свою тенденциозность.

Выпячивается Я человека.

Ренессанс или Эпоха возрождения занимает период с 14 по 16 века.

Античная культура начинает переоткрываться посредством переписок. Она возрождается под силой новых гуманистов. Речь идёт не о возрождении античной философии, она идёт о том, что эпоха ренессанса не разрывается с христианством. Начинается возрождение человека.

Оно связано с тем, что в эпоху средневековья телесное начало человека осталось приниженным и чувство полноты человека утеряно. Здесь мы вновь оказываемся перед лицом некой природности, требующий пантеистического смысла.

Возникает движение, которое мы видим как титанизм.

Идеалом знания в эту эпоху становится не религиозное, а светское знание. Авторитет священного писания не отбрасывается. Здесь мы сталкиваемся с этапом становления опытной экспериментальной науки.

Схоластика – начало деятельности гуманистов. Некий камень преткновения. Идёт масштабное переосмысление христианской традиции. В эпоху возрождения впервые осуществляется критика стремления папства утвердиться в роскоши. В эту эпоху мысль, пробуждаемая в эпоху культуры, отсылает нас к критике. Возникает новая система ценностей. В главу угла ставится теперь не бог, а человек и природа, в которой он должен найти гармонию духовного начала. Человек представлен здесь как сугубо природное существо.

Также философия и культура связана с тем, что в нововременной философии принято называть секуляризации – уход из под гнёта авторитета церкви.

Секуляризация – процесс по обмерщвлению сознания, когда мы вновь ориентируемся на знание.

Эпоха возрождения даёт толчок научной революции 17 века.

Стремление оспорить притязания церкви на постижение реальности, нежелание копаться в категориальном разборе дефиниций (определений) приводит к появлению своеобразного скептицизма.

Начинается движение по оспариванию притязаний церкви на достижение некой реальности.

Франческа Петрарка (1304-1374)

С его деятельностью начинают исчисление гуманизма.

Гуманизм –мировоззреченская система представления отстаивающая первостепенной ценностью ценность человеческой жизни.

Он ставит главным внутренний мир человека. В ориентации к богу человек теряет своё самосостояние, он теряет полноту жизни и полноту счастья.

Философские идеи этого гуманиста ориентируют нас на постижение познания посюстороненней активной деятельности человека. Возникает мысль, что общество и самого себя разумно устроить. Основные философские труды: «Моя тайна», «Трактаты об уединённой жизни».

Философские идеи Петрарки начинаются с критики схоластики. Ей он противопоставляет научное знание. Опирающееся на опыт и практику, накопленную человеком.

Философия это прежде всего философия о человеке, о его природе. Жизни и смерти. Истоки такой философии он видит в диалогах Платона, где не смотря на некую побудительную систему эроса, не теряет гармоничной связи с природным. Натуральным и фюзисным. Он не отрицает значимости Аристотеля и его логических построений, которые используются в дальнейшем схоластическом богословии. Но он считает, что пустые силлогизмы, на которых держится логика, не дают истинного знания о реальной жизни.

Силлогизм –некое построение.

Он ориентирует нас на возрождение платонической мысли, на возрождение пантеизма. Он уважительно относится к Аристотелю, который запятнал себя связью со схоластикой.

Схоластика, пустое размышление о понятиях, уводит человека от основ христианства. Здесь опять утверждается проникновение извращения в христианскую доктрину. Он предлагает отказать от авероизма. Авероиз не знает природы человека в её внутреннем наполнении, не знает её целей и задач.

Путь философии лежит через знания о человеке к знанию о мире. Мы в очередной раз сталкивается с неким поворотом. Знание имеет себя источником бога. Источники мудрости можно найти не только в христианских книгах, но и в языческом античном знании. Трудах мусульманских учёных. Ценность человеческой культуры превышает ценность богооткровенной истины, которая отлучает человека от земного человеческого. Подлинное благородство делает гуманистов гуманистами. Философию он видит не в действиях человека, а в добродетели души, творческой деятельности, знаний.

Николай Пузанский (1401-1464) – выдающийся теолог и философ своего времени. Кардинал РКЦ. Защищал христианское понимание.

Он утверждает власть божественных истин через извращение, обусловленное ренессансом платонизма. Он внёс кардинальное влияние на развитие последующей мысли. С ним связывается идея об учёном незнании. Основные его труды касаются той темы.

Он полагает, что познание дано человеку богом. Поскольку оно идёт от бога, а бог сам по себе непознаваем, то есть предел познания – это и есть Бог. Проблема постижения познания становится структурной мыслью. Наше человеческое знание конечно, бог же бесконечен, следовательно, познавая бога, конечное знание пытается вместить в себя бесконечность бога. Возникает вопрос, в какой мере человек может познавать бога. Человеку свойственна идея бога. Бесконечный бог может мыслиться конечным человеком в виде предела. Бог это и есть предел, до которого мы можем знать. За этим пределом нет никакого знания, но есть вера. Поскольку бог – это истина, то истина не познаётся, но осознаётся. Путь человеческого познания ведёт к учёному незнанию, к отрицанию возможности постижению предельных божественных истин. Бог есть абсолютный максимум. Бог также, проявляясь во всякой конечной вещи, есть минимум вселенной. Таким образом, мы имеем с вами некую парадоксальную формулу между абсолютным максимумом и абсолютными минимумом. Бог maх ≡ Бог min

Процесс становления мире незавершаем. Мир становится возвращенческим пантеизмом, к которому исходит мысль о разумном постижении бога.

Из этой пантеистической картины мира, он сделает выводы относительно природы сущности человека. Природа есть микрокосм. Человек, как боже творение, является малым миром, но включающим в большой мир. Человек стремится выйти за пределы своего Я, своей надындивидульности и подойти к всеобщему т.е. богу, за которым нет больше никаких знаний. На данном этапе появляется двойственность: человек неповторим, уникален и ценен, его уникальность проявляется в деятельном осуществлении самого себя. Человека как мир полон противоположностей. Человек, как и мир, есть движение противоположностей – он всегда в движении, т.е. в развитии. Ориентир для развития становления и развития человека есть бог, как некая бесконечность. Тем самым богом издаются бесконечные перспективы для развития человеческой личности. Главное в жизни – деятельность, или то самое осуществление.

Созерцательная жизнь с точки зрения Пузанского невозможно греховна, противна человеку, ибо он есть деятельное существо. Деятельность по началу связана с богопознанием в пределах возможного через творчество личности. Но с другой стороны эта антропологическая позиция эту самую личностную позицию в человеке разлагает, ибо пантеизм противен личному самостоянию. Пантеизм утверждает человеку бесконечность. Здесь человек, как конечное существо, направлен на растворение в боге. Логика пантеизма убивает личностную антологию.

Пико Делла Мирандола(1463-1494)

Начинает философствовать с анализа христианского тезиса о создании человека по образу и подобию, но в свете античной философии. Человек для него есть центр вселенной, микрокосм, он выше всех смертных существ, ибо он обладает способностью творить свою собственную природу. Человек свободен и его свобода не ограничивается вмешательством бога. Единственное чем ограничен человек, это логикой мирового порядок, он здесь соотносится с телом. Преступая через мировой порядок, нарушая его, человек теряет своё высокое достоинство и благо – простое счастье, счастье существования в этом земном мире. И только философия может вернуть полноту этого человеческого. Без неё нет гармоничного человека. Изучение философии обеспечивает приход человека к добродетели и устраняет пороки. Через философию человек достигает естественного счастья. Основа достоинства человека он видит также в способностях к познанию законов мирового порядка, однако существуют и высшие законы, которые доступны через веру и откровение, связанные с познанием бога. Они должны быть дополнены законами мира, которые постигаются разумом. Этой двойственностью оборачивается стремление синтезировать начало христианского миропонимания с философией античности, с восточной мудростью, изложенной в арабских книгах, а также кабулах. Они связаны не только с рациональной деятельностью, но и с магической.

Пьетр Помпанацци(1462-1525)

Он выходит за рамки аристотелевской традиции и тем самым представляет себя гуманистом. Аристотель, по его мнению, как и любой другой человек, мог ошибаться. Утверждается критика схоластического рассуждения. Он принимает идею человека-микрокосма. Человек является особым миром, который может придать себе любые качества. Вместе с тем человеку свойственно особого рода нравственность, оказывающаяся сверхъестественной. Если бы мы были добродетелями только из страха смерти, мы осквернили бы саму добродетель. Есть абсолютные истины бога, непознаваемые разумом, а есть истины разума, основанные на данных чувств, именно этими истинами и ориентирована мысль философа.

Его оригинальность связана с тем, что проблема теории познания трактуется при помощи терминов морали, следовательно человеческой личности, душа человека – это главное в нём, но душа смертна. Человек умирая, сливается со всеобщим духом и становится моментом надындивидуального разума, утверждается, во-первых, пантеизм, а во-вторых, философ приходит к недопустимости дробления личности на душу и тело. Для него существует бог и божественное провидение, тем самым, бог ответственен за зло, творимое в мире, но, вместе с тем, в мире существует природная необходимость и бог не должен ей мешать – он сам и есть эта необходимость. Следовательно, зло в этом мире, коим является бог, существует ради блага вселенной. Зло – это часть гармонии целого. Зло носит частных характер и в конечном итоге бог оказывается оправданным за учиняемое зло. Опять приход упор в безличность.