Онтологическое доказательство бытия Бога

В любом случае Бог есть то, больше чего нельзя помыслить. Божественность здесь связывается с абсолютностью. Философский аналог бога – абсолют. Таким образом, признавая абсолютность бога, мы не имеем права отрицать его существование в реальности.

Фома Аквинский. Его учение становится официальной доктриной католической церкви. Его философия становится томизмом. Его основополагающее сочинение – сумма теологии и сумма философии. Фома Аквинский становится приверженцем теории двойственной истины. Разум полноправен в решении вопросов, которые ему подвластны. Познавая творение, мы познаём замысел творца, а в последствие и творца. Ряд истин теологии (троичность, воскресение, благовещение) они сверхразумны, но это не отменяет притязание разума постичь то, что ему подвластно. Это подразумевает возможность использования философии в нужных для этого целях. Но так как разум ограничен, полностью на неё опереться нельзя. Философия – служанка богословия. В рамках данных рассуждений мы видим, что позиция Фомы Аквинского расходится с идеями Августина, а также с модными на данный момент представлениями Пьера Абеляра.

Фома утверждает свою умеренную позицию, ориентируя на Аристотеля. Он реабилитирует его. Опора на платонизм тяготит к пантеизму. Пантеизм не видит различие между творцом и творением. Пантеизм – это религиозно-философское течение. Отождествляющее бога и мир. Мир – это и есть божество. Все нечистоты этого мира также являются божественностью и мы тоже должны им поклоняться.

Если каждый из нас не субстанция, мы не должны стремиться ни к чему, ни к обожению, ни к спасению. Пантеизм, сам по себе, разлагает человеческую душу, поэтому он и противен христианству, отстаивающему уникальность каждого из нас. Дабы побороть пантеизм Аквинский опирается не на Платона, а на Аристотеля. С опорой на последнего, он формулирует 5 доказательств бытия Бога:

1. Опирается на Аристотельское понятие причины. Всё, что движется, имеет причиной своего движения что-то другое. Первой причиной является Бог.

2. Выходит из доказательства Аристотеля продуктивной причины. Ничего не возникает из неоткуда и не исчезает в никуда. Производящая причина – Бог.

3. Оспаривает случайное возникновение вселенной. Поскольку мир существует, должна существовать абсолютно необходимая причина его возникновения. Этой причиной может быть бог.

4. Оперирует к существованию в мире различных степеней сравнения. В абсолютном мире может быть только Бог.

5. Связывает причинность и целенаправленность. Если мир причинно обусловлен. То он целенаправлен. Есть некое начало, которое целенаправляет. Существом. Которое целенаправляет может быть только бог.

Эти доказательства, которые претендуют быть научными, критикуются Кантом. Он полагает некую основу для фундаментального в науке. Все эти доказательства перепрыгивают и тем самым мы из имперический области оказывается в транцендентной, о которой ничего не знаем. Он считает. Что в Бога надо только верить. Религия базируется не на разуме. Если богу было бы угодно захватить мир, то он давно бы это сделал. Бог жаждет любви, а не подчинения и необходимости. Кант требует исходить из идеи бога.

Пьер Абеляр. Вера должна найти опору в знании, в разуме. Этим утверждается крайняя позиция, связанная с рационалистическим пониманием и существованием бытия. Абеляр требует, чтобы вера проверялась разумом.

Он пишет исповедь – «История моих бедствий».

Она складывается с противостоянием науки.

 

Благо

 


Благо