Философия Аристотеля

Аристотель – учёный муж, воспитатель Македонского. Он развивает платонизм. Для Аристотеля идея совершенно бесполезна в познании окружающего реального мира. Он предстаёт в качестве человека, ориентированного на естественнонаучную мысль.

Идея совершенно не связана с вещью. Идеи самой по себе наплевать на то, что творится с её воплощением, она находится в мире идей в абсолютном блаженстве. С точки зрения логики у Платона прописана логическая связь вещи с идеей, но не идеи с вещью. Вещь сопричастна с идеей, а идее совершенно безразлично, что происходит с вещью.

Исходя из сопоставления с миром идей мы никогда не познаем реальный мир. Здесь он пользуется логикой третьего человека, которая формально есть размышление, рассуждение, которое приводит к рассуждению и противоречию первого постулата. Есть идея человека, помогающая познать реального человека. Идея и реальный человек не связаны, это значит, что нет мира идей, как независимых от мира сущности. Соответственно в его философии речь идёт не об идее, а о форме. Нет никакого смысла полагать сущность предмета без самого предмета. Поэтому актуальность, выражаемая в образе идей у Платона, у Аристотеля становится формой. Идея, воплощённая в форме. Идея есть концепт. Она находится в самом предмете. Поэтому актуальность есть форма. Форма у Аристотеля есть полнота содержания, то, что лишено формы, сущности, не может быть названо актуальным.

С точки зрения Аристотеля есть не идея, а форма. Причём каждый предмет, или каждое явление этого реального мира, может быть истолкован как исходя из формы так исходя и из материи.

Бытие у Аристотеля представлено через ступенчатую модель.

 


Форма всех форм (актуальность)

 

 

Умозрение

 

Материя (потенциальность)

Теория четырёх причин Аристотеля:

1. Формальная причина. Отвечает на вопрос «что?». формальные

2. Целевая причина. Отвечает на вопрос «зачем?» причины

3. Действующая причина. Отвечает на вопрос «кем?»

4. Материальная причина. Отвечает на вопрос «из чего?».

Аристотель критикуя Платона, во-первых, реабилитирует реальным мир, мир предметов, ибо он призывает вернуться с высот на землю, во-вторых, он реабилитирует материю, делая её полноправной участницей в деле сотворения реальностей, она есть одна из причин сотворения этого мира.

Аристотель реабилитирует реальный имперический мир (мир предметов). Он упоминает наличие оформленности этого мира.

У Платона мы сталкиваемся с извечным воспроизводимым порядком вещей, он всегда тот же, он не изменен, как и сам порядок вещей. Диалектика Платона подразумевает не полагание противоположностей, но их предположение. Из этого следует, что у Платона утверждается неизменный порядок бытия. Для Аристотеля возникает фундаментальная проблема – проблема объяснения феномена становления. Он решает эту проблему через теории актуальности и потенциальности. Актуальность – это наличность, потенциальность – это вероятность, что в последствие станет наличным. Время хоть и трогает человека, но не затрагивает бытийность.

Перводвигатель –форма всех форм. Это не просто актуальность, это чистая актуальность, без всяких примесей бытия. Это абсолютное совершенство. Это божественный принцип, чистая идеальность, обращённая сама на себя. Он недвижим, он находится в покое, так как он есть последняя реальность и на него никто не давит, он божество.