Диалектика Платона

Платон

Проекция антологии и гносеологии на социальной сфере

Гносеология Платона

Антология Платона

Социально-политические воззрения Платона и Аристотеля

Платон – объективный идеалист. Идея Платона не есть мысль. Концепция идеального государства.

Идея–благо – является фундаментальной, основополагающая.

Справедливость.

ПЛАТОН – ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИСТ

У Платона идея существует независимо от человека.

 

Идея     Предмет   Материя


Идея – истина, сущая в бытие.

Идея, как чистое бытие, есть актуальность.

 

Предметы есть мерцающее бытие, некое несовершенство

 

 

Материя становится небытием.

Она есть потенциальность.

 

С точки зрения Платона наш мир есть мир предметов, он реальность действия Демиурга (некое божество). Он берёт потенциальную сторону бытия и соединяет её с материей. Так появляется мир предметов. Предметы оказываются бытийствующими, ибо они сопричастны бытия.

Материя, будучи нечто, оказывается небытием. В отличие от материалистов, Платон, ориентирован на мысль, что мы не можем почувствовать материальность, нам они представлены в виде неких форм. В чистом виде мы никогда не встречаемся с материей.

Антология Платона может быть проецирована на уровень познания. И здесь можно утвердиться в принципе идеи.

Идея есть абсолютное совершенство. Человек, как воплощённая идея, вынужден познавать этот мир заново. Сама ситуация познания, любопытства теряет некое качество совершенства. Познание – есть припоминание. До воплощения идея человека, находясь в мире идей, обладает всей полнотой знания о всех возможных идеях. Воплощаясь, человек перезабывает. Человек находится в «выигрышном» положении к глупцам и богами. Философ – человек, не способный похвастаться абсолютными знаниями, но он вырисовывает как фигура, стремящаяся к этому пределу абсолютной полноты знаний. Мудрец – человек, стремящийся к постижению мира. Движение припоминания задействуется через движущую силу, называющуюся эросом. Эта сила заставляет нас побуждать, восходить к идеальности, абстрактности, она устремляет нас к пределу. Эрос побуждает нас подходить к абстрактности и понятийности идеи.

У каждого явления есть свой прототип, свой идеал.

Концепция идеального государства.

Порядок в социальном устройстве идеального государства возможен только в том случае, если каждый представитель этого общества занимается тем делом, что ему свойственно по природе. Классы людей в идеальном государстве:

- ремесленники, крестьяне, торговцы

- воины

- мудрецы, философы, которые управляют государством.

Эти три класса людей выделяются в соответствие пробуждениями души. Каждый из нас обуревает определённого рода страстями. И здесь заостряется внимание на некой индивидуальности.

Учение о душе. Душа человека состоит из трёх составляющих:

1. Вожделеющая часть души - умеренность

2. Аффективная часть души - мужество

3. Разумность - мудрость

Исходя из этого учения Платон составляет классы людей. Вожделеющая часть души – ремесленники, крестьяне и торговцы. Воинам присуща аффективная часть души, хотя у них есть некая разумность и вожделение. Мудрецам и философам свойственна разумность, им соответствует добродетель.

Мудрецы, управляющие государством прежде всего утверждают свои полномочия в сфере воспитания педагогики.

Платонизм – первая философская концепция, основанная на сущности всего.

Философия Платона свойственно стремление к истине. Когда мы соизмеряем реальный мир с идеальным мы приходим к истине, носящей истинный и непреложный характер.

Идеальное государство – идеал, вырисовывающий всё государство с его несовершенствами.

Реальное социально-политическое устройство:

1. Тимократия – наименее худшая власть. Власть лучших, легитимное оказывается лучшим. Нет проблемы социальной поляризации – бедняки и знать проводят время вместе. Они разделяют одну и ту же игру. Они тонко замечают, что у лучших представителей есть жёны, которые снедают его тем, что он равняется с простолюдинами.

2. Олигархия. Более худшая власть. Правят те, у кого есть материальные средства. Пропасть между бедными и богатыми достигает апогея. Бедных это не устраивает и олигархия медленно вырождается.

3. Демократия. Ещё более худшая власть. Власть народа, или власть толпы (охлократия). Ничего не меняется, богатые и бедные меняются местами.

4. Тирания. Абсолютное зло в рамках социально-политического устройства. Абсолютная власть народного представителя. Для того, чтобы утвердиться во власти, тиран обращает гнев народа на внешнюю угрозу, то есть перманентная война.

Диалектика есть способ различение «претендентов». Речь касается вопроса об истинности притязаний одних и ложности притязаний других. Диалектика есть искусство различения по родам и видам. В столкновении противоположностей приобретает свои качества. Слабость платонизма чувствуется киниками (отсайдеры от философии). Диалектика есть отыскание истины, или отсеивание ложных претендентов. Необходимо идеологическое постулирование мира сущности.