Платон и Аристотель – рассвет философии античности

Сократ

Сократ учится у софистов, он учится у софистов: выведения противника из себя.

Сократ высказывает мысль: «Я знаю, что ничего не знаю». Этим он подкупает своих оппонентов, тех людей, с кем заводит беседу и диалог. Но задавая наводящие вопросы заставляют поверить в его великое знанию.

Сократ открывает мир идей в преддверии платонизма. Мир абстракций, которые мыслятся в форме понятий. Эти абстракции выявляются в действии транцинденции. Концепция Сократа – этический рационализм. Он открывает мир идей только в области этики. Здесь обозначается драма Сократа – он выпил яд и умер. Этический рационализм проявляется в противостоянии традиций, противостоянии изживших себя верований, говорящим нам как жить в этом мире. Его обвиняют в безверии.

Методом философии Сократа становится диалог, постоянное вопрошание, которое уточняет притязание Сократа на ту или иную истину. Результат диалога – истина. Сократ движет свой мыслью в диалоге. Апология – защитительная речь. Мойевтика – искусство родовспоможения. Методом Сократа становится именно мойевтика. Диалектика – момент философствования Сократа. Диалектика Сократа носит вспомогательный характер. Оно стоит для утверждения истины в форме понятия. Начинается рассуждение от противного.

Его рационализм проявляется ещё в одном пункте: благо и добро, которые становятся на место традиции, оспариваемые в мыслях Сократа, связаны сугубо с разным, добро разумно, следовательно, оно не может быть неразумно. Человек, познавший добро, не может делать зло. Разум оказывается некой силой, которая полностью должна подчинить человека. Аристотель ответил на это: «Знание добра ещё не ведёт к исполнению и осуществлению этого добра в жизнь».

Сократ ссылается не только на разум, он понушается на даймонию (демон).

Классика, вершина античной мысли. Она достигает тех результатов, дальше которых идти нет возможности. Платон, как ученик Сократа развивает концепцию идей. Он распространяет идеальность на всё бытие: каждый предмет, каждое явление, каждая вещь прообразом своим имеет идею.

Идея(по Платону) истина, существующая в бытие. Это образ, образец, эйдос.

Платон и концепция мира идей. Эта концепция выражена в мифе о пещере.

Миросозерцание есть основополагающая основа античной философии.

Умозрение – есть основополагающая установка античной мысли.

Атрибут – неотъемлемое качество или свойство либо предмета либо субстанции.

Акциденция – это случайное качество предмета субстанции.

Транцендент – переход за черту.

Субстанция является причиной самой себя.

Апория – логическое затруднение. Апория, как логическое затруднение, как невозможность без противоречия в пустоту множества и движения.