Школа софистов

Гераклит и зачатки диалектического способа мышления.

У него утверждается диалектичность мыслей.

Диалектика есть метод и сама реальность, основывающийся на противоречии, которое лежит в основе развития какой-либо реальности.

Для него постулатом становится мысль, что мир изменчивымневозможно войти в одну реку дважды, ибо всё течёт и развивается. Первоначало всего сущего есть огонь, мерно возгарающий и мерно потухающий. Эта изменчивость отсылает к войне и противостоянию. Само развитие чего-либо обязано столкновению противоположностей. Диалектика и утверждается на основе столкновении чего либо, на двойственности, на неком противоречии. Для Гераклита свойственно мифологическое мировосприятие. Речь идёт об образе огня, который он избирает. Огонь – мировая душа в целом, мировая душа космоса,, хаотического столкновения сил. Мировая душа есть огонь космоса как некое божество, и это божество как частица существует как человеческая душа. Мировой процесс цикличен, тобеж горение мирового огня придерживается цикла. Здесь появляется учение об экпиросис – сгорание бытия, когда оно пожирает само себя и приводит к тотальному разрушению природы как таковой. Но здесь фиксируется парадоксальность: через некоторый цикл огонь возгарается вновь от углей. Следственно, никогда это бытие не выгорает полностью, но речь идёт только о сугубо мифологическом представлении мира.

Софисты – это учителя мудрости.

Натурфилософская проблематика исчерпала себя.

Возникает прямое недоумение в отношении философского познания. Софисты – то люди, которые впервые ориентировали мысль на человека. Поэтому мысль их связана с антропологическим поворотом философии. Я – человек. Софисты впервые предлагают акцентировать внимание на способности данности человеку окружающего мира – мир дан таким, каким я его вижу. Эта установка уходит в прошлое. Человек, воспринимая этот мир, видит его не таким как он есть, а конституирует его, вносит свои мысленные изменения. Метод и есть сама реальность. Здесь предметом становится видение этого мира. Софисты зарекомендовали себя парадоксально и противоречиво, преобладает негативное отношение. Они первые, кто догадались брать деньги за обучение философии. Обучение становится важным в деле взросления. Для софистов свойственна эристика – рассуждение, по форме носящее диалектический характер, направленное на достижение выгоды.

Протагор и Горгий – софисты.

Человек есть мера всех вещей – Протагор.

Горгий становится фигурой, которая ассоциируется с агностицизмом. Он отрицает возможность познания. Агностицизм становится субъективизмом.

Агностицизм – принципиальная непознаваемость этого мира.

Обменяться истинами у людей нет никакой возможности.

Софисты абсолютизирует релятивизм.

Эта мысль субъективна и относительна.

Абсолютизирование субъективизма и релятивизма – ошибка софистов.

Выгода не философична.

Сильные стороны софистики:

- антропологический принцип и торжество меры, утверждающей реальность, которая творится в восприятии человека. Но здесь речь идёт не о единичном человека, а о человеческом роде.

- отталкиваясь от идей конституирования мира категориями мышления мы не должны забывать, что законы логики, законы рассуждения не выводимы из деятельности какого-либо рода. Закон исключённого третье одинаков для всех.