Атонизм Демокрита

Школа элейцев

Парменид, Зенон.

Впервые философия обретает свой категориальный, понятийный аппарата, она ссылается теперь на бытие.

Философская система Парменида:

1. Бытие есть. Это значит, что небытия нет. Парменидовское бытие едино. Оно от этого не уничтожимо. Оно от этого не движимо, так как если нет бытия, а оно есть, то ничего нет.

 

 


Сфайрос

Онтология Парменида

 

Гносеология Парменида. Есть два пути познания:

1. Путь мнения. Путь доверия. Здесь человек обманывается, вводит себя в иллюзию. Это путь доверия.

2. Путь истины. Путь следования разума. Путь умозрения.

Начиная с Парменида утверждается принцип тождества бытия и мышления.

ПТБиМ утверждает, что мир логичен только лишь потому, что устроен тем же самым способом, что и наше мышление, поэтому мы не можем обманываться, используя наше мышление. Поэтому мы не имеем права доверяться органам чувств.

Апория – логическое затруднение. Зенон: Движение невозможно мыслить.

Философия – это мировоззрение.

Философия совокупность взглядов о мире, человеке и месте человека в этом мире.

Философия – это самосознание культуры.

Философия немцев теоретична, англичан эмпирична, американцев – прагматична, французов – специфична из-за языка, русская специфична – Соловьёв становится отцом философского всеединства.

Рефлексия – обращённость сознания на самого себя.

Кумулятивность – представляет собой простое накопление знаний, когда один научный факт дополняется в другом, но это дополнение не ведёт к изменению представления мира. В копилку добавляется ещё одно понимание того, что представляет собой эта реальность. Она не позволяет объяснить генезис философии из набора научных фактов. Развитие не предполагает безпроблемную линейность, экстенсивное расширение того или иного знания. Развитие науки происходит через определённое противоречие и столкновение, они приводит учёного на новый качественный уровень, а здесь нет возможности говорить о новом качественном уровне.

Синкретизм – слитность и нерасчленённость, где всё находится в изначальном тождестве.

В отличие от мифологии философия ориентирована разумом на различение сущих по родам и видам.

Философия обязана потрясению.

Атомы Демокрита – это неделимые частицы. Его позиция тяготе к натуралистическому созданию мира. Неделимость атома, о котором он говорит, есть свойство идеальное. Речь и дёт о той простоте, которая находится лишь в идеале. Нечто реальное носит агрегатный характере. Весь наш материальным мир состоит из частиц, любой предмет состоит из чего-то, то есть он агрегат. Поэтому всё разложимо и уничтожима. Нерушимость атома – есть идеальность. Это первичное состояние атома. Поэтому атом Демокрита неделим, речь идёт о той простоте, которая не состоит ничего. Атомов множество.

Демокрита не надо относить ни к ярым материалистам, ни к ярым идеалистам.

 

Парменид Демокрит
1. Единство бытия 1. Множество бытия. Атомы есть бытие Парменида, но расколотое на множество осколков.
2. Пустоты нет 2. Пустота есть, она необходима. Пустота оказывается сферой взаимодействия атомов.

 

Атомов у Демокрита выделяется множество: крючковатые, шарикообразные, торообразные. Видов их ограниченное число. Сочленяясь между собой, они организуют агрегатное состояние этого мира, которые разлагается из составляющих и составляется из разлагающих.

Атомы, взаимодействуя друг с другом, подчиняются необходимости природного логоса. Но это не отменяет хаотичность движения. Двигаясь, они напоминают хаос. Но этот хаос не отменяет действие исходной причины, который организует этот мир таким, какой он есть. Здесь первые утверждается мысль о детерминизме – непреложность причинноследственной связи. Он предстаёт случайности и свободе.