В№27 Философия и национальное самосознание

Философия постмодернизма

Пытается соединить все противоречивые философии в неклассический период и классический период. Постмодерн – конкретная культурная ситуация (человек изменился очень сильно). Изменился окружающий мир. Природа сильнее. Создается информационная сеть (Интернет). По другому осмысливается то, что было до нас. Странно одеваемся (смешиваем разные стили). → ситуация постмодерна. Она породила свою культуру: кино, литература, религия.

Представители: Деррида, Лиотар, Гваттари. Все, что есть в этом мире, рассматривается через призму человеческого общества. Есть только разные стороны антропологии. Нет больше понятного осмысливания мира. Понять его невозможно, нужно принять. Мир развивается непредсказуемо и неограниченно. Вводится понятие ризома. Действительность – только иллюзия, сновидение.

Картина реальности состоит из симулякра. Симулякр – точные копии, оригинал, который никогда не существовал. Основные черты философии постмодернизма:

1) ирония;

2) принципиальная эклектика – смешение всего: мысли культуры, жанра, стиля и т.д.

3) мозаичность (речь-мозаика, человек-мозаик) – все мозаично.

4) цитатность (не требует ссылки).

Современная западная философия – разнопланова, включает массовые культуры, новый стиль, нет схем, концепций, язык близок к литературному. Общее – человек. Итог – философия постмодернизма.

1. Русская философия;

2. Белорусская философия

Философия очень национальна. Русская философия более иррациональна. Философия подвержена нации. Русская философия – часть мирового философского процесса (все те вопросы, что и в западной философии). Существует мнение, что философия развивалась с к. XVIII в. Но это не так. I этап – предистория русской философии – принятие христианства на Руси до XVI в. Главная проблема – человек и религия, религия и церковь, церковь и христианство.

Восточная патристика. Изучаются античные философы, античное наследие, греческая литература. Осмысление христианских проблем происходит через икону (Трубецкой «Умозрение в красках»). После XII в. начинается разбор философского слова. Русская философская мысль направлена на проблемы этики (например, борьбы злого и доброго начала). Киевский митрополит Илларион – «Слово о законе и благодати». Переписка между Грозным и Курпским. Иосиф Волотский (Иосифляне) и Нил Сорский (нистяжатели). Считали, что основа жизни – прямое служение вере. Нистяжатели считают, что нужно закрыться в своем внутреннем мире и лично общаться с Богом.

Следующий период – XVII-XVIII вв. Русь начинает чувствовать себя полноправным членом всемирноисторического процесса. Интерес к западной мысли (рационализм, просвещение, вт.п. XVIII в. – эпоха вальтеръянства. Представители: Симеон Полоцкий, Фиофан Прокопович, Петр Могила. Опираются на идеи гуманизма, образованности, научности (Ломоносов, Новиков, Радищев).

III период п.пол. XIX в. – формирование русского национального философствования. Предлагает основные идеи, понятия. Проблема противостояния Восток – Запад – Россия? П.Я.Чадаев поставил этот вопрос.

Западники и славянофилы (Хомяков, Кириевский) – философское разделение фил. мысли. Славянофилы утверждали, что православие – основа своеобразия русского исторического процесса. Нужно создать русскую философию, которая будет говорить о духовности, религии – противопоставлению Западу.

Главное – учение о целостности духа. Соборность – учение о целостности духа. Соборность – всеобщий принцип бытия, всеобщий принцип социальной организации. Идеи русского своеобразия и идеи русского мессианства «Москва – 3-й Рим». 3 поколения: 1) старшие;

2) средние;

3) младшие.

Западная философия утеряла самое главное – духовное. Западничество - именно западная цивилизация – истинное развитие. Православное христианство – тормозит процесс. Нужно влить католичество. Герцен после поездки на Запад говорит о мещанстве, собственничестве и т.д. Нужно соединить русское своеобразие и западные преимущества (Герцен, Лавров, Михайловский). Большая часть западников становится на позиции марксизма и позитивизма. Часть западников смыкается с религиозным крылом русской философии.

Русская философия (религиозная) вт. п. XIXв. Связана с творчеством второй ветви славянофилов (Страхов, Чичерин, браться Струбатские) , Вл.Соловьева, Ф.М.Достоевского. Говорят о пределах и возможностях человеческой личности. Объединяет все мысли Соловьев; появляются собственные понятия: соборность, всеединство, София, богочеловечество.

Новая философия по мнению Соловьева – философия жизни, центр которой – нравственность. Философия жизни – философия человеческого существования и существования Бога, цельное знание о божественном мире и мире тварей. Основные идеи ак.Соловьева: учение о всеединстве и богочеловечестве. Главный предмет философии – Бог, единство природы, человека и Бога – всеединство. Всеединство понимается как некая цельность, гармоничное единство множественности. Принцип всеединства рассматривается Соловьевым на разных уровнях: в сфере сознания - единство философии, науки и религии; с точки зрения человеческого бытия – добро, истина и красота.

Из принципа всеединства у Соловьева вытекает учение о Софии – духовный стержень мира, божественная премудрость. Человек – посредник между тварным миром и миром божественным. В человеке природа перерастает в саму себя. История – богочеловеческий процесс, процесс воплощения божества и обожествления человека. В грядущем мы можем ожидать всеединства человечества.