В№25 Современная западная религиозная философия

Базируется на том, что человек нашел себя, нашел свое «я» на этом пути.

Неотомизм – самая яркая философия, происходит из каталицизма.

Неоавгустинианство – основание но учении Аврелия Августина.

Неопротестантизм – основан на философия протестантов

Неоиудаизм – основан на философии существует, + православные течения.

Неотомизм (1879 г.) – папа Римский объявил, что учение Фомы Аквинского – философское. Представители: Маритен, Жильсон, Шарден (Тейяр де Ш).

Задачи:

1) необходимость доказать действенность каталицизма;

2) приблизить идеи к нынешним условиям. Современная теология не отрицает новые концепции человека.

3) донести свои идеи до простого человека.

Главное – гармония веры и разума. Истинность разума принимается. Есть темы, которые наука постичь неспособна, поможет только вера. Если истины разума противоречат вере, значит, сделали неправильный вывод, даже не вывод, а неправильно его сформулировали.

Человеческий мир – в нем все организовано упорядочено. Ценности мироздания непоколебимы. Человек – главнейшая субстанция. Основа – душа, тело отнюдь не второстепенно. Душа избегает зла и стремится к добру. Существует свобода выбора, которая и приводит нас к злу. Очень часто человек не может определить куда ведет его душа. Нужно постоянно говорить с Богом. Нельзя, чтобы поступки противоречили душе, Богу. Главная цель жизни – стремление к высшему благу.

Неопротестантизм. Представители: Тиллих и Бонхоффер. Именно греховность человека ограничивает его возможности. Соотношение христианства и современной культуры, проблема конца культуры, конца истории. Бонхоффер – представитель радикальной теологии. Можно переосмыслить протестантские идеи в связи с новым мышлением человека. Появляются термины «религиозный сексизм», «мертвый Бог» и т.д. Человек открыт Богу и способен преобразовывать действительность.

Фрейдизм (неофрейдизм) Представители: Юнг, А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни. Структура бессознательного. Не согласны с Фрейдом в сексуальной трактовке бессознательного. Юнг: Архитипы. Хорни: основа мотивации человека: тревога. Человек очень лично все воспринимает, как ребенок. Мир враждебен. Адлер: тревожность возникает по отношению к людям. Говорит о влиянии общества на человека и человека на общество.

Феноменология. Основатель: Гуссерль. Ориентирована на изучение проблем сознания (отбросить проблемы бытия и исследовать сознание). Чтобы исследовать сознание, нужно научиться очищать сознание (от разных догм).

Герменевтика – понимание, истолкование. Еще в античности пытались истолковать явления природы. Средние века – истолкование религии. III этап - герменевтика как метод. Основатель: Гадамер. Социально-гуманитарные науки отличны принципиально от наук точных.

Все с чем мы работаем в гуманитарных науках нужно истолковывать (опираясь на историчность). Когда человек ХХ в. читает старые рукописи, то переносит их через себя. Нужно научиться воспринимать в нужной эпохе. Текст – любая реальность современного мира. История человечества – тоже текст (религия).

(Пост-) и Структурализм. Основатель: Леви-Строс. Продолжатели: Барт, Фуко, Лакан. Философия должна стать точной наукой, нужно преодолеть описательность. Нужно создать строгий понятийный аппарат + применять метод точных наук. Лингвистика – проформа для создания новой философии. Вся человеческая деятельность строится на универсальных базовых структурах. Структуры – совокупность отношений, которые остаются устойчивыми на протяжении длительного времени. Структуры можно видеть в разных средах действительности.

Лакан: Структуры – противоположные установки: женское и мужское. Структурный подход. Структуры проявляются во всем: в мифе, политике, культуре, языке. Барт анализирует язык, структуры рассматривает на уровне мифа. Фура рассматривает структуры в разные эпохи. Лакан – пытается выделить эти структуры в человеческом сознании.