Кусочная (хаотичная) автоматизация

Подходы к внедрению ИТ на предприятии

Эксплуатация и сопровождение

Основные задачи этапа эксплуатации и сопровождения:

• обеспечение устойчивости работы системы и сохранности ин­формации — администрирование;

• своевременная модернизация и ремонт отдельных элемен­тов — техническая поддержка;

• адаптация возможностей эксплуатируемой системы к текущим потребностям бизнеса предприятия — развитие системы.

Эти работы необходимо включать в оперативный план инфор­матизации предприятия, который должен формироваться обязательно с соблюдением всех условий стратегического плана. В противном случае в рамках существующей системы могут появиться фрагмен­ты, которые в будущем сделают эффективную эксплуатацию систе­мы невозможной. В настоящее время за рубежом стало общеприня­той практикой передавать функции технической поддержки и час­тично администрирования поставщикам системы или системным интеграторам. Эта практика получила название «аутсорсинг». Зачас­тую в рамках аутсорсинга сторонним предприятиям передаются и такие функции, как создание и поддержка резервных хранилищ дан­ных и центров выполнения критических бизнес-приложений, которые задействуются в случае стихийных бедствий или других особых условий.

Особое внимание на этапе эксплуатации и сопровождения сле­дует уделить вопросам обучения персонала и, соответственно, пла­нированию инвестиций в этот процесс.

Хаотичная автоматизация является одним из наиболее неэффективных видов инвестирования средств в развитие предпри­ятия. Под хаотичностью процесса здесь понимается отсутствие стратегического плана. Как правило, при таком под­ходе процесс внедрения информационных технологий определя­ется сиюминутными локальными задачами, а не реальными по­требностями бизнеса. В качестве критериев принятия решений в этих случаях могут выступать: уровень знаний и предпочтений лиц, принимающих решения, возможность купить сейчас с экс­клюзивной скидкой какую-либо технику или ПО и т. д. Как пра­вило, в результате предприятие в лучшем случае получает разроз­ненные прикладные системы, стоимость интеграции которых в ряде случаев может быть сравнима с общей стоимостью комплек­сного решения. В худшем случае создаются незаконченные фраг­менты информационной инфраструктуры и прикладных систем, которые не могут применяться в практической деятельности пред­приятия. При этом предприятие несет дополнительные затраты на дублирование функций, которые должна была выполнять ин­формационная система, и обслуживание созданных незакончен­ных прикладных систем.