Правовой режим демилитаризованных и нейтрализованных территорий.

Закрепление в международном праве принципа неприменения силы и угрозы силой и необходимость усиления его эффективности обусловили появление таких институтов, как демилитаризация и нейтрализация территории. Оба института направлены на изъятие определенной пространственной среды из сферы вооруженных конфликтов и на территориальное ограничение военной деятельности государств.

Демилитаризация - это запрет на проведение военных мероприятий на определенном участке территории. Как правило, демилитаризация включает в себя ликвидацию на данной (демилитаризованной) территории всех военных объектов и вывод с нее вооруженных сил, запрещение производства и ввоза военной продукции, осуществления военных маневров, учений и т. п. В большинстве случаев особенности правового режима демилитаризации той или иной территории закрепляются специальным международным соглашением. Анализ таких договоров позволяет различать полную и частичную демилитаризацию. Например, положение о запрете использовать определенную территорию в военных целях или о том, что она резервируется для мирных целей, указывает на режим полной демилитаризации. Частичная демилитаризация предполагает лишь ограничение военного использования территории, например - количества находящихся на ней войск и вооружений или запрет на отдельные виды военной деятельности.

Кроме того, можно различать временную и постоянную демилитаризацию. Временная демилитаризация характеризуется указанием в договоре определенного срока и встречается в тех случаях, когда государствам необходимо решить вопрос о статусе той или иной территории. Например, при территориальных спорах территория, ставшая предметом разногласий, может быть объявлена заинтересованными государствами демилитаризованной на то время, пока ими не будет принято окончательное решение.

Частным случаем процесса демилитаризации можно считать создание безъядерных зон, в пределах которых запрещено создание и размещение ядерного оружия и сопутствующего оборудования. По Договору Тлателолко 1967 года безъядерной зоной является Латинская Америка, а по Договору Раротонга 1985 года - Южная часть Тихого океана. Кроме того, действующее международное право запрещает размещение ядерного оружия на дне Мирового океана и в космосе. В апреле 2003 года Президент Республики Казахстан Н. Н. Назарбаев обратился в ООН с инициативой о создании безъядерной зоны на всей территории Центральной Азии.

С демилитаризацией тесно связано такое понятие, как разоружение. Вместе с тем, разоружение не имеет территориального характера, так как распространяется не на определенную территорию, а на государство в целом. Если международный договор обязывает государство уменьшать количество вооружений на отдельных участках его территории, то в подобных случаях правильнее говорить не о разоружении, а о демилитаризации.

Под нейтрализацией в международном праве понимается запрет на ведение военных действий на определенной территории. Иными словами, нейтрализованная территория не может быть театром военных действий. Теоретически, правовой режим нейтрализации не исключает возможности нахождения на территории вооруженных сил государства. Вместе с тем, нейтрализация и демилитаризация часто дополняют друг друга, являясь взаимными гарантиями соблюдения обоих правовых режимов. В большинстве случаев театром военных действий становятся территории, на которых расположены военные объекты и вооруженные силы воюющих государств. Поэтому демилитаризация территории облегчает ее нейтрализацию, и наоборот.

От нейтрализации следует отличать нейтралитет, который обязывает государство воздерживаться от военной помощи сторонам вооруженного конфликта. Нейтралитет, как и разоружение, является обязанностью государства как организации публичной власти, а нейтрализация - это режим определенной территории. Поэтому, например, в Антарктиде может быть установлен режим нейтрализации, но нельзя говорить о ее нейтралитете.

Международная практика показывает, что в большинстве случаев нейтрализации и демилитаризации подвергаются пограничные зоны, территории с элементами международного режима и отдельные населенные пункты. Например, в рамках Лиги Наций в 1924 году был принят Женевский протокол о мирном разрешении международных споров, в котором содержалась рекомендация государствам создать демилитаризованные зоны на границах друг с другом. В период между двумя Мировыми войнами соответствующие соглашения были достигнуты между СССР и Финляндией, СССР и Турцией, а также между другими европейскими государствами. Еще раньше (в 19 веке) демилитаризованные пограничные зоны существовали в Южной Америке. После Второй мировой войны демилитаризованные пограничные зоны нередко создавались в рамках урегулирования вооруженных конфликтов, как это было в договорной практике Израиля, Кореи, Вьетнама и других государств. В ряде случаев демилитаризация пограничных районов устанавливалась как своеобразное наказание по отношению к государству-агрессору с целью не допустить повторных противоправных действий. Так, соответствующее обязательство налагалось на Германию Версальским договором 1919 года.

Из территорий с международным режимом чаще всего объявлялись демилитаризованными водные пути (проливы и каналы), используемые для международного судоходства. Например, с 1881 года аргентинско-чилийским договором демилитаризован Магелланов пролив, в 1888 году объявлен нейтрализованным и частично демилитаризованным Суэцкий канал, а в 1977 - Панамские канал. Как уже отмечалось, по договору 1920 года демилитаризован архипелаг Шпицберген. Согласно статье 1 Договора об Антарктике этот район земного шара также объявлен демилитаризованной территорией. В соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные дела 1967 года (Договор по космосу) частично демилитаризованным и нейтрализованным является космическое пространство.

Как отмечалось ранее (см. главу 5), правовой режим демилитаризованной и нейтрализованной территории был характерен для вольных городов, которые создавались как временный способ решения территориальных споров между государствами. Демилитаризованными и нейтрализованными в разное время были Краков, Данциг, Триест, Западный Берлин и другие города.

 

Контрольные вопросы

1.Какие режимы территории встречаются в международном праве?

2.Каковы особенности правового режима государственной территории?

3.Перечислите территории с международным режимом.

4.В чем специфика правового режима территорий со смешанным режимом?

5.Раскройте классификацию государственных границ.

6.Что такое делимитация и демаркация государственных границ?

7.Как устанавливаются государственные границы на пограничных реках?

8.Каковы особенности правового режима международных рек?

9.Назовите основные концепции правового режима арктических вод.

10.Какими документами регулируется правовой режим Антарктики?

11.Что понимается под демилитаризованными и нейтрализованными территориями?

Литература

Бабурин С. Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. - М., 1997.

Барсегов Ю. Г. Территория в международном праве. - М., 1958.

Голицын В. В. Антарктика: тенденции и перспективы развития. - М., 1989.

Гуреев С. А., Тарасова И. М. Международное речное право. - М., 1993.

Клименко Б. М. Государственная территория: вопросы теории и практики международного права. - М., 1974.

Клименко Б. М. Нерушимость границ - условие международного мира. - М., 1975.

Клименко Б. М. Общее наследие человечества (международно-правовые вопросы). - М., 1989.

Клименко Б. М. Мирное решение территориальных споров. - М., 1982.

Корбут Л. В., Баскин Ю. Я. Международно-правовой режим рек. - М., 1987.

Сарсембаев М. А. Международное право. - Алматы, 1996.

Действующее международное право. В трех томах. - Т. 1., Разд. V. - М., 1996.

Международное публичное право. Учебник (под ред. К. А. Бекяшева). - М., 2004.

 

 


[1] См., например: Международное право: Учебник для вузов / отв. Ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. – М., 2006. С. 10.

1 См.: Гаврилин Д. А. Теории соотношения международного и внутригосударственного права и их отражение в практике государств // Российский ежегодник международного права. 1998-1999. – СПб., 1999. С. 133.

1 См., например: Черниченко С. В. Теория международного права: В 2 Т. Т. 1. Современные теоретические проблемы. – М., 1999. С. 146-170

Мюллерсон Р. А. Соотношение международного и национального права. – М., 1982. С. 56-74.

Гавердовский А. С. Имплементация норм международного права. – Киев, 1980. С. 72-80.

1 См.: Курс международного права: В 7 т. Т. 1. – М., 1989. С. 286.

1 См., например: Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, Э. С. Кривчиковой. – М., 2000. С. 17-18.

1 Сарсембаев М. А. Международное право. – Алматы, 1996. С. 25.

1 См., например: Международное публичное право: учебник / отв. ред. К. А. Бекяшев. – М., 2004. С. 28.

1 См.: Международное публичное право: учебник / отв. ред. К. А. Бекяшев. – М., 2004. С. 166.

2 См.: Международное право: Учебник для вузов / отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. – М., 2006. С. 90.

1 См., например: Международное право: Учебник / отв. ред. Е. Т. Усенко, Г. Г. Шинкарецкая. – М., 2005. С. 81-82.

1 См.: Ушаков Н. А. Международное право: Учебник. – М., 2003. С. 175.