Методические рекомендации к лекции

Выводы

 

Итак, в рамках классической парадигмы научной рациональности сформировался позитивистский идеал науки, ориентированный на естественнонаучные дисциплины, на субъект-объектную модель познания, на объективность истины (исключение каких-либо субъективных моментов).

Переход к неклассическому подходу отмечен введением в понятие научной рациональности ценностной ориентации, поворотом к многомерности, к плюралистической картине мира, к вероятностному знанию, к позиции критического рационализма в отношении научной теории.

 

 

Для усвоения материала лекции обратите внимание на перечисленные в лекции основные черты классической научной рациональности и на позитивистский идеал науки. Эти основные черты запомните и проанализируйте. Приведенные в тексте лекции понятия эмпиризма и рационализма, а также методы научного исследования следует знать наизусть. В ходе работы над темой лекции попытайтесь уяснить сущность перехода к неклассической научной рациональности. Чем он ознаменован, какие новые изменения внес в научное познание. Особо заострите внимание на концепции критического рационализма К. Поппера и для более полного изучения данной темы обратитесь к самостоятельному изучению его работы, в частности «Логики научного знания».

 

& Литература

Билялов М.И. Многообразие форм существования истины и проблема ее интерпретации // Философия науки - 1991. - №12.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1988 – С. 317-364.

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Э. Гуссерля // Вопросы философии, 1992, № 7, с. 35-45.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. (главы из книги) // Вопросы философии, 1992, № 7, с. 25-49.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2000. – С. 70-120, . 130-165, 300-325.

Нурманбетова Д.Н. Философия и методология науки. Уч.пособие. – Астана: ЕНУ, 2002. – С. 46-190.

Философия и методология науки. – М., 1996. – С. 15-25, 30-45.

Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. – С. 345-361.

??? Вопросы контроля теоретических знаний по теме

Репродуктивный уровень:

1.Дайте определение эмпиризма.

2.Охарактеризуйте рационализм, его основные принципы и недостатки.

3.Перечислите методы научного познания.

 

Репродуктивно-практический уровень:

1.Обозначьте основные черты позитивистского идеала науки и его роли в истории науки ХIХ-ХХ в.в.

2.Проведите анализ и укажите различие между «научной теорией» в классическом понимании и «научной теорией» в рамках критического рационализма К. Поппера.

3.В чем сущность «переворота», осуществляемого К. Поппером в критерии верификации.

Творческий уровень:

1.Назовите причины поворота неклассической парадигмы научной рациональности к человеку. Обозначьте тенденции современного развития науки.

2.По своей специальности выберите тему исследования и проведите научное исследование.

3.Проанализируйте концепцию критического рационализма К.Поппера. Назовите достоинства и недостатки данной концепции.

 

1 Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Основываясь на лекционном материале, сравните классическую и неклассическую парадигмы научной рациональности.

 

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1.Составьте кроссворд из основных понятий темы.

2.Подготовьте реферат на тему (по выбору): Позитивистские учения в философии ХХ в.; Социальная теория позитивизма; Кант и неокантианцы: сходство и различие; Критический рационализм К.Поппера; Философская герменевтика Х.Г. Гадамера.

3. Раскройте в рамках темы научной рациональности, в чем заключается основное отличие познания от понимания.

 

Уровень критически-творческой деятельности:

1.Напишите эссе на тему: «Что есть истина?»

2. Проанализируйте проблему «объективности» знания, принимая во внимание тезис Х.-Г. Гадамера о предрассудочности всякого понимания, о существовании горизонта понимания. Эти же идеи вы можете найти у М. Хайдеггера.

3. На основе произведения М. Хайдеггера «Учение Платона об истине» проанализируйте, что есть истина как пайдейя и истина как алетейя.

: Тесты

 

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

Обведите букву правильного ответа:

1. Познавательный процесс опирается на следующую модель:
А) субъект-субъектную
В) объект-объектную
С) субъект-объектную

2. В неклассической парадигме научной рациональности произошел поворот
А) к природе С) к обществу
В) к человеку D) к Богу
3. Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Б. Паскаль являются представителями:

A) эмпиризма
B) сенсуализма
C) рационализма
D) позитивизма

4. «Позитивные» науки, согласно позитивизму, опираются на:
A) умозаключения
B) дедуктивные выводы
C) факт наблюдения и эксперимента
D) априорные знания

5. В неклассической модели рациональности научное знание является:
A) аксиоматическим
B) гипотетическим
C) утвердительным
D) доказуемым

6. Выделите среди данных философов представителя герменевтики:

A) З. Фрейд
B) К. Поппер
C) Х.-Г. Гадамер
D) Р. Лейнг.

 

Открытые задания со свободно конструируемым ответом: Дополните:

1. К. Поппер считает, что для проверки научной теории необходимо искать не подтверждение, а ...

2. Истина есть соответствие знания о предмете самому ...

3. Ценностное измерение в «науки о культуре» ввело философское направление к ХIХ – нач. ХХ в. - ...

4. Познавательное кредо эмпиризма можно выразить фразой: «Нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувстве».

Задания на установление соответствия: Установите соответствие:

1. Философское направление Автор
1. Эмпиризм А) К. Поппер
2. Рационализм В) Г.Ф. Бэкон
3. Позитивизм С) О. Конст
4. Критический рационализм D) Р. Декарт
  E) М. Хайдеггер
Ответы: 1 - ___; 2 - ___; 3 - ___; 4 - ___.
   
2. Главный принцип философствования Философское направление
1. «Науки о природе» и «науки о культуре» A) герменевтика  
2. «позитивные науки» B) позитивизм
3. концепция «третьего мира» C) неокантианство
4. проблема понимания D) критический рационализм E) экзистенциализм
Ответы: 1 -__; 2 -__; 3 -___; 4 - ___.  
3. Название произведения Автор
1. «Истина и метод». A) Гуссерль Э.
2. «Логика научного знания» B) Х.-Г. Гадамер
3. «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию (главы из книги) C) К. Поппер D) Э. Мах
     

Ответы: 1 - ___; 2 - ___; 3 - ___.

Задания на установление правильной последовательности:

1. Установите правильную последовательность познавательного процесса

· эмпирическая ступень познания

· теоретическая ступень познания

· верификация

2.Установите правильную последовательность применения методов познания

· наблюдение

· эксперимент

· индукция

· дедукция

· абстрагирование

· моделирование

· обобщение.

 

 

4 Тема: Культура и цивилизация

Цель:раскрыть и проанализировать сущность и взаимоотношения культуры и цивилизации.