Методические рекомендации к лекции
Выводы
Итак, в рамках классической парадигмы научной рациональности сформировался позитивистский идеал науки, ориентированный на естественнонаучные дисциплины, на субъект-объектную модель познания, на объективность истины (исключение каких-либо субъективных моментов).
Переход к неклассическому подходу отмечен введением в понятие научной рациональности ценностной ориентации, поворотом к многомерности, к плюралистической картине мира, к вероятностному знанию, к позиции критического рационализма в отношении научной теории.
Для усвоения материала лекции обратите внимание на перечисленные в лекции основные черты классической научной рациональности и на позитивистский идеал науки. Эти основные черты запомните и проанализируйте. Приведенные в тексте лекции понятия эмпиризма и рационализма, а также методы научного исследования следует знать наизусть. В ходе работы над темой лекции попытайтесь уяснить сущность перехода к неклассической научной рациональности. Чем он ознаменован, какие новые изменения внес в научное познание. Особо заострите внимание на концепции критического рационализма К. Поппера и для более полного изучения данной темы обратитесь к самостоятельному изучению его работы, в частности «Логики научного знания».
& Литература
Билялов М.И. Многообразие форм существования истины и проблема ее интерпретации // Философия науки - 1991. - №12.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1988 – С. 317-364.
Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Э. Гуссерля // Вопросы философии, 1992, № 7, с. 35-45.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. (главы из книги) // Вопросы философии, 1992, № 7, с. 25-49.
Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2000. – С. 70-120, . 130-165, 300-325.
Нурманбетова Д.Н. Философия и методология науки. Уч.пособие. – Астана: ЕНУ, 2002. – С. 46-190.
Философия и методология науки. – М., 1996. – С. 15-25, 30-45.
Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. – С. 345-361.
??? Вопросы контроля теоретических знаний по теме
Репродуктивный уровень:
1.Дайте определение эмпиризма.
2.Охарактеризуйте рационализм, его основные принципы и недостатки.
3.Перечислите методы научного познания.
Репродуктивно-практический уровень:
1.Обозначьте основные черты позитивистского идеала науки и его роли в истории науки ХIХ-ХХ в.в.
2.Проведите анализ и укажите различие между «научной теорией» в классическом понимании и «научной теорией» в рамках критического рационализма К. Поппера.
3.В чем сущность «переворота», осуществляемого К. Поппером в критерии верификации.
Творческий уровень:
1.Назовите причины поворота неклассической парадигмы научной рациональности к человеку. Обозначьте тенденции современного развития науки.
2.По своей специальности выберите тему исследования и проведите научное исследование.
3.Проанализируйте концепцию критического рационализма К.Поппера. Назовите достоинства и недостатки данной концепции.
1 Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности:
1. Основываясь на лекционном материале, сравните классическую и неклассическую парадигмы научной рациональности.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1.Составьте кроссворд из основных понятий темы.
2.Подготовьте реферат на тему (по выбору): Позитивистские учения в философии ХХ в.; Социальная теория позитивизма; Кант и неокантианцы: сходство и различие; Критический рационализм К.Поппера; Философская герменевтика Х.Г. Гадамера.
3. Раскройте в рамках темы научной рациональности, в чем заключается основное отличие познания от понимания.
Уровень критически-творческой деятельности:
1.Напишите эссе на тему: «Что есть истина?»
2. Проанализируйте проблему «объективности» знания, принимая во внимание тезис Х.-Г. Гадамера о предрассудочности всякого понимания, о существовании горизонта понимания. Эти же идеи вы можете найти у М. Хайдеггера.
3. На основе произведения М. Хайдеггера «Учение Платона об истине» проанализируйте, что есть истина как пайдейя и истина как алетейя.
: Тесты
Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:
Обведите букву правильного ответа:
1. Познавательный процесс опирается на следующую модель:
А) субъект-субъектную
В) объект-объектную
С) субъект-объектную
2. В неклассической парадигме научной рациональности произошел поворот
А) к природе С) к обществу
В) к человеку D) к Богу
3. Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Б. Паскаль являются представителями:
A) эмпиризма
B) сенсуализма
C) рационализма
D) позитивизма
4. «Позитивные» науки, согласно позитивизму, опираются на:
A) умозаключения
B) дедуктивные выводы
C) факт наблюдения и эксперимента
D) априорные знания
5. В неклассической модели рациональности научное знание является:
A) аксиоматическим
B) гипотетическим
C) утвердительным
D) доказуемым
6. Выделите среди данных философов представителя герменевтики:
A) З. Фрейд
B) К. Поппер
C) Х.-Г. Гадамер
D) Р. Лейнг.
Открытые задания со свободно конструируемым ответом: Дополните:
1. К. Поппер считает, что для проверки научной теории необходимо искать не подтверждение, а ...
2. Истина есть соответствие знания о предмете самому ...
3. Ценностное измерение в «науки о культуре» ввело философское направление к ХIХ – нач. ХХ в. - ...
4. Познавательное кредо эмпиризма можно выразить фразой: «Нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувстве».
Задания на установление соответствия: Установите соответствие:
1. Философское направление | Автор | |
1. Эмпиризм | А) К. Поппер | |
2. Рационализм | В) Г.Ф. Бэкон | |
3. Позитивизм | С) О. Конст | |
4. Критический рационализм | D) Р. Декарт | |
E) М. Хайдеггер | ||
Ответы: 1 - ___; 2 - ___; 3 - ___; 4 - ___. | ||
2. Главный принцип философствования | Философское направление | |
1. «Науки о природе» и «науки о культуре» | A) герменевтика | |
2. «позитивные науки» | B) позитивизм | |
3. концепция «третьего мира» | C) неокантианство | |
4. проблема понимания | D) критический рационализм E) экзистенциализм | |
Ответы: 1 -__; 2 -__; 3 -___; 4 - ___. | ||
3. Название произведения | Автор | |
1. «Истина и метод». | A) Гуссерль Э. | |
2. «Логика научного знания» | B) Х.-Г. Гадамер | |
3. «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию (главы из книги) | C) К. Поппер D) Э. Мах | |
Ответы: 1 - ___; 2 - ___; 3 - ___.
Задания на установление правильной последовательности:
1. Установите правильную последовательность познавательного процесса
· эмпирическая ступень познания
· теоретическая ступень познания
· верификация
2.Установите правильную последовательность применения методов познания
· наблюдение
· эксперимент
· индукция
· дедукция
· абстрагирование
· моделирование
· обобщение.
4 Тема: Культура и цивилизация
Цель:раскрыть и проанализировать сущность и взаимоотношения культуры и цивилизации.