Герменевтика предлагает преодолеть отчуждение путем
Задания СРС
Методические рекомендации к лекции
Выводы
Итак, А.Камю выразил сущность отчужденного сознания в своей философии абсурда. Сущность заключена в разладе между человеком и миром, человеком и другим человеком, человеком со своим подлинным Я. Герменевтика, как направление современной философии, наметила пути преодоления отчуждения через понимание, через подлинный разговор, преодолевающий партикулярность участников и выводящий их к бытию. Философия постмодерна выдвинула более радикальный вариант – деконструкцию европейской культуры, но, к сожалению, дальше разрушения не пошла и не смогла предложить позитивный способ выхода из ситуации отчуждения.
При работе над лекцией попытайтесь уловить тенденцию развития современной философии: от экзистенциализма до постмодерна. Ведь радикально меняется сам проект философии. Обратите внимание на герменевтический метод, который заключает в себе большой креативный потенциал. Акцентируйте внимание на концепции постмодерна, так как именно постмодернистский дискурс определяет сейчас философское мышление.
??? Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. Как А.Камю описывает абсурдность человеческого существования?
2. Какие проблемы ставятся и решаются герменевтикой.
3. Раскройте понятие «деконструкция»..
Репродуктивно-практический уровень:
1. Дайте определение понятию «отчуждения». Сравните «отчуждение» в марксистско-ленинской и экзистенциальной философии.
2. Интерпретируйте фразу А.Камю «Человек – чужой во Вселенной».
3. Почему А.Камю определяет «Жизнь как грех без Бога».
Творческий уровень:
1. Что означает в философии постмодерна следующее: конец истории, конец автора, конец реальности.
2. Раскройте образ зеркала в культуре постмодерна.
3. Какое место занимает женщина в философии постмодерна.
Уровень репродуктивной деятельности:
1. Проанализируйте ситуацию отчуждения, исходя из философии А.Камю.
Обязательно прочтите работу А.Камю «Миф о Сизифе» где он подробно рассматривает тему абсурда. Найдите подтверждение основным положениям лекции.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1.Подготовьте рефераты на тему (по выбору): «Проблема отчужденного сознания в современной философии»; «Герменевтика: сущность и перспективы развития»; «Философия деконструкции Ж.Дерриды»; «Проблема отчуждения в экзистенциальной философии».
2. Прочтите указанные в списке литературы страницы из «Истины и метода» Х.Г.Гадамера. Исходя из этого, составьте герменевтический проект преодоления отчуждения и определите его достоинства и недостатки.
3. Проанализируйте и выскажите свое мнение на точку зрения постмодерна относительно судьбы европейской культуры. Прочтите отрывки из Ж.Лиотара и Ж.Бодрийяра обратите внимание на проблематику и стиль изложения. Насколько мысли постмодернистов коррелирует с современной ситуацией.
Уровень критически-творческой деятельности:
1. Напишите эссе на тему «Бесчеловечное в человеке. Мысли вслух». В этом эссе вы должны применить основные положения темы, отраженные в лекции и дополнительной литературе, к современной ситуации. Почему, сейчас столь популярны разговоры о дегуманизации человека, о потере человечности. В эссе отразите собственное мнение по теме.
2. Проанализируйте рассказ А.Камю «Посторонний» с точки зрения прокурора и с точки зрения адвоката.
При анализе имейте в виду абсурдную философию жизни главного героя. Обозначьте свою позицию к такому восприятию жизни. Затем, попытайтесь осудить героя, постройте свою обвинительную речь, далее, займите позицию адвоката и попытайтесь понять главного героя.
3. Подготовьте реферат на тему «Феминизм в контексте постмодерна». Вспомните основные положения постмодернистской парадигмы и примените к современным феминистском идеям. Определите, действительно ли постмодерн является идейным истоком феминистского движения или же он совершенно нигилистически относится и к патриархальным, и к феминистским проявлением.
& Литература
Бодрийар Ж. О соблазне // Иностранная литература. 1994 г., №1, С. 80-89
Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988, С.403-547
Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2000, С.453-482, 520-596, 675-740
Камю А. Миф о Сизифе.// Сумерки богов. М., 1989, С.50-96
Лиотар Ж. О смысле пост.// Иностранная литература. 1994, №1, С.70-79
Соловьева Г.Г. Современная западная философия (от С.Къеркегора до Ж.Дерриды). Алматы, 2002, С.215-240, 311-337, 397-426
: Тесты
Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:
1. Ж.Деррида предлагает в своей философии:
А) ренессанс европейской культуры
В) деконструкцию европейской культуры
С) реформацию европейской культуры
2. Фраза «Жизнь – это грех без Бога» принадлежит:
А) Ж.П.Сартр
В) А.Камю
С) М.Хайдеггер
D) Ж.Делез
3. Симулякр – это
А) реальность как она есть
В) копия реальности
С) копия копии реальности
А) подлинного разговора
В) молчания
С) монолога
D) отношений господства – подчинение
5. Представитель современного постмодерна:
А) Ж.Делез
В) А.Камю
С) И.Кант
D) Х.Г.Гадамер
6. Автор теории «археписьма» в постмодерне
А) Ж. Делез
В) Ф. Ницще
С) Ж. Лиотар
D) Ж. Деррида