Герменевтика предлагает преодолеть отчуждение путем

Задания СРС

Методические рекомендации к лекции

Выводы

Итак, А.Камю выразил сущность отчужденного сознания в своей философии абсурда. Сущность заключена в разладе между человеком и миром, человеком и другим человеком, человеком со своим подлинным Я. Герменевтика, как направление современной философии, наметила пути преодоления отчуждения через понимание, через подлинный разговор, преодолевающий партикулярность участников и выводящий их к бытию. Философия постмодерна выдвинула более радикальный вариант – деконструкцию европейской культуры, но, к сожалению, дальше разрушения не пошла и не смогла предложить позитивный способ выхода из ситуации отчуждения.

При работе над лекцией попытайтесь уловить тенденцию развития современной философии: от экзистенциализма до постмодерна. Ведь радикально меняется сам проект философии. Обратите внимание на герменевтический метод, который заключает в себе большой креативный потенциал. Акцентируйте внимание на концепции постмодерна, так как именно постмодернистский дискурс определяет сейчас философское мышление.

 

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. Как А.Камю описывает абсурдность человеческого существования?

2. Какие проблемы ставятся и решаются герменевтикой.

3. Раскройте понятие «деконструкция»..

 

Репродуктивно-практический уровень:

1. Дайте определение понятию «отчуждения». Сравните «отчуждение» в марксистско-ленинской и экзистенциальной философии.

2. Интерпретируйте фразу А.Камю «Человек – чужой во Вселенной».

3. Почему А.Камю определяет «Жизнь как грех без Бога».

 

Творческий уровень:

1. Что означает в философии постмодерна следующее: конец истории, конец автора, конец реальности.

2. Раскройте образ зеркала в культуре постмодерна.

3. Какое место занимает женщина в философии постмодерна.

 

 

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Проанализируйте ситуацию отчуждения, исходя из философии А.Камю.

Обязательно прочтите работу А.Камю «Миф о Сизифе» где он подробно рассматривает тему абсурда. Найдите подтверждение основным положениям лекции.

 

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1.Подготовьте рефераты на тему (по выбору): «Проблема отчужденного сознания в современной философии»; «Герменевтика: сущность и перспективы развития»; «Философия деконструкции Ж.Дерриды»; «Проблема отчуждения в экзистенциальной философии».

2. Прочтите указанные в списке литературы страницы из «Истины и метода» Х.Г.Гадамера. Исходя из этого, составьте герменевтический проект преодоления отчуждения и определите его достоинства и недостатки.

3. Проанализируйте и выскажите свое мнение на точку зрения постмодерна относительно судьбы европейской культуры. Прочтите отрывки из Ж.Лиотара и Ж.Бодрийяра обратите внимание на проблематику и стиль изложения. Насколько мысли постмодернистов коррелирует с современной ситуацией.

 

Уровень критически-творческой деятельности:

1. Напишите эссе на тему «Бесчеловечное в человеке. Мысли вслух». В этом эссе вы должны применить основные положения темы, отраженные в лекции и дополнительной литературе, к современной ситуации. Почему, сейчас столь популярны разговоры о дегуманизации человека, о потере человечности. В эссе отразите собственное мнение по теме.

2. Проанализируйте рассказ А.Камю «Посторонний» с точки зрения прокурора и с точки зрения адвоката.

При анализе имейте в виду абсурдную философию жизни главного героя. Обозначьте свою позицию к такому восприятию жизни. Затем, попытайтесь осудить героя, постройте свою обвинительную речь, далее, займите позицию адвоката и попытайтесь понять главного героя.

3. Подготовьте реферат на тему «Феминизм в контексте постмодерна». Вспомните основные положения постмодернистской парадигмы и примените к современным феминистском идеям. Определите, действительно ли постмодерн является идейным истоком феминистского движения или же он совершенно нигилистически относится и к патриархальным, и к феминистским проявлением.

 

& Литература

Бодрийар Ж. О соблазне // Иностранная литература. 1994 г., №1, С. 80-89

Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988, С.403-547

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2000, С.453-482, 520-596, 675-740

Камю А. Миф о Сизифе.// Сумерки богов. М., 1989, С.50-96

Лиотар Ж. О смысле пост.// Иностранная литература. 1994, №1, С.70-79

Соловьева Г.Г. Современная западная философия (от С.Къеркегора до Ж.Дерриды). Алматы, 2002, С.215-240, 311-337, 397-426

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

1. Ж.Деррида предлагает в своей философии:

А) ренессанс европейской культуры

В) деконструкцию европейской культуры

С) реформацию европейской культуры

2. Фраза «Жизнь – это грех без Бога» принадлежит:

А) Ж.П.Сартр

В) А.Камю

С) М.Хайдеггер

D) Ж.Делез

3. Симулякр – это

А) реальность как она есть

В) копия реальности

С) копия копии реальности

А) подлинного разговора

В) молчания

С) монолога

D) отношений господства – подчинение

5. Представитель современного постмодерна:

А) Ж.Делез

В) А.Камю

С) И.Кант

D) Х.Г.Гадамер

6. Автор теории «археписьма» в постмодерне

А) Ж. Делез

В) Ф. Ницще

С) Ж. Лиотар

D) Ж. Деррида