E Методическая разработка активного семинара
Методические рекомендации к лекции
Выводы
Таким образом, со второй половины XIX века на смену классической традиционной философии приходит неклассическая.
Во-первых, в неклассической философии акцент делается на бытии – человека – в мире, т.е. человеческое существование является главным предметом размышлений философов ХХ века.
Во-вторых, в отношениях человека с миром, основным становится эмоциональное переживание мира и своего места в нем, например, «настроенность» М.Хайдеггера. Разумный и понятный мир становится чуждым и иррациональным.
В-третьих, изменяется роль самой философии, отныне она призвана помочь человеку подлинно быть в мире. Философия в ХХ веке сближается с искусством: «хочешь быть философом, пиши романы» (А.Камю).
В-четвертых, на смену классическим текстам приходит более свободное изложение философских идей в виде эссе, притч, афоризмов, рассказов, романов.
Для усвоения материала лекции необходимо обратить особое внимание на обозначенные в ней основные черты «поворота в философии», произошедшего в конце XIX – начале ХХ веков, так как весь последующий материал является конкретизацией этих основных черт. В ходе работы над темой лекции акцентируйте внимание на основных понятиях, попытайтесь уяснить их суть, исходя из контекста неклассической модели философии. Приведенные в тексте лекции высказывания философов, необходимо запомнить и осмыслить, так как они выражают сущность неклассических философских концепций. Философия экзистенциализма представляет собой яркое воплощение неклассической философии, поэтому, приведенные в тексте имена и высказывания философов – экзистенциалистов, имеют особое значение и требуют дальнейшего самостоятельного изучения по текстам-первоисточникам.
Цель семинара: выявить преемственность и отличие классической и неклассической философии, раскрыть содержание «поворота в философии» в конце ХIХ-ХХ в.
Форма занятия: ролевая игра
Студенты делятся на две группы: сторонников классической и неклассической философии. Сторонники классической философии выбирают, кто будет представлять Гегеля и Декарта; сторонники неклассической философии выбирают, кто будет представлять А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, С.Къеркегора, Ж.-П.Сартра, А.Камю. Между двумя группами ведется диалог.
??? Вопросы обсуждения
1. Проблема бытия в классической и неклассической философии. Что является основой бытия в классической рациональности и иррационализме.
2. Понятие «Бога» в классической и неклассической философии.
3. Проблема бытия человека.
4. Познание мира и самопознание.
5. Переосмысление роли и функций философии.
6. Стиль философствования: классический и неклассический. Конец классическим текстам?
Для активной работы на семинарском занятии студент должен
· знать основные творческие положения классической философии, воплощенные в рациональной философии Р.Декарта и Гегеля,
· владеть концепциями представителей иррационализма: А.Шопенгауэра, С.Къеркегора, Ф.Ницше,
· ориентироваться в основных направлениях неклассической философии: психоанализ, экзистенциализм, структурализм,
· знать содержание основных источников по теме: «Так говорил Заратустра» Ф.Ницше, «Мир как воля и представление» А.Шопенгауэра, «Страх и трепет» С.Къеркегора, «Бытие и время» М.Хайдеггера, «Бытие и ничто» Ж.-П.Сартра, «Миф о сизифе» А.Камю.