Религиозное направление Основной догмат
Автор Основная идея
Автор Произведение
Задания для СРС
Методические рекомендации к лекции
Выводы
Таким образом, традиционное мировосприятие казахского народа основывается на идее глубинного общения со Вселенной, с людьми, с божеством (духами). Оно пронизано стремлением к гармоничному бытию с природой, друг с другом. Эти идеи нашли воплощение в феномене жырау, которые являются посредниками между людьми и Вселенной, между людьми и традицией, между людьми и ханом.
В творчестве казахских философов Абая и Шакарима мы тоже находим мотивы традиционного мировоззрения, а также влияние суфизма. Идеи суфизма мыслители использовали в своей гносеологии – сердце. Концепция суфизма о Совершенном человеке воплотилась у казахских философов в идею духовного самосовершенствования человека, культивирование в человеке общечеловеческих ценностей: Истины, Добра, Красоты.
При работе над лекцией вспомните соответствующие темы по «Истории Казахстана», а также предыдущие лекции по философии. Постарайтесь понять особенности шаманизма по сравнению с другими верованиями, и чем они обусловлены. Для лучшего усвоения материала о жырау, Абая, Шакарима Кудайбердиева следует обратиться к их произведениям и найти подтверждение тексту лекции.
& Литература
Абай. Книга слов. Шакарим. Записки забытого. А-А., 1992, С. 5-65.
Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. В 5 томах. Т 1. – Алматы, 1964, С. 324-350.
Кудайбердиев Ш. Три истины. Алматы, 1991, С. 10-25.
Нурланова К. Человек и мир: казахская национальная идея. Алматы, 1994, С. 13-26, С. 28, С. 33.
Орынбеков М. Философские воззрения Абая. Алматы, 1995, С. 10-25.
Поэты пяти веков. Алматы. 1993, С. 5-335.
Сегизбаев О.А. Казахская философия XV-XX века. Алматы, 1996, С. 15-400.
??? Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. Раскройте особенности шаманизма как основу традиционного мировоззрения казахского народа.
2. Каким образом традиционные ценности воплотились в творчестве жырау?
3. Какие функции выполняли жырау в казахском обществе?
Репродуктивно-практический уровень:
1. Укажите традиционные мотивы философии Абая. Приведите примеры.
2. Назовите три истины Шакарима, которые делают жизнь человека подлинным бытием.
3. Проанализируйте проблему человека в философии Абая и Шакарима.
Творческий уровень:
1. Как вы считаете, можно ли провести параллели между традиционными верованиями казахов и суфизмом?
2. Сравните процесс нравственного совершенствования у Абая и Шакарима.
3. Почему не ортодоксальный ислам, а мистический суфизм оказал большое влияние на становление казахской философии?
Уровень репродуктивной деятельности:
1. Проведите анализ одной из работ Шакарима или Абая. Найдите в ней подтверждение основным положениям лекции.
2. Обозначьте составляющие пути нравственного самосовершенствования казахских мыслителей Абая и Ш. Кудайбердиева.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Проведите анализ семейной обрядовости казахов с точки зрения традиционных ценностей
2. Сравните концепцию совершенного человека суфиев и духовное совершенствование человека у казахских философов.
3. Напишите реферат на тему (по выбору): «Мировоззрение жырау», «Истоки казахской философии», «Учение о человеке Абая», «Абай и суфистская философия», «Учение о совести Шакарима».
Уровень критическо-творческой деятельности:
1. Составьте кроссворд по казахской философии (5 по вертикали и 5 по горизонтали).
2. Напишите эссе на тему «Три истины Шакарима и мое жизненное кредо».
3. Как вы считаете, можно ли шаманизм назвать народной философией? 4. Обоснуйте.
: Тесты
Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (обведите букву правильного ответа)
1. Основа традиционного мировоззрения казахов:
А) исламская идея
В) идея глубинного общения
С) идея всеобщей любви
2. Истина, согласно суфизму, познается через:
А) разум
В) чувства
С) откровение
D) сердце
3. Наука, согласно Шакариму Кудайбердиеву, предлагаемая для введения в систему образования:
A) науку о добре
B) науку о совести
C) науку о справедливости
4. Согласно Абаю, человек должен воспитывать в себе:
A) любовь к себе
B) человечность
C) любовь к животным
D) благонравие
5. Представитель суфийской философии в Казахстане:
А) Ходжа Ахмет Ясави
В) Махмуд Кашгари
С) Аль-Фараби
Открытые задания со свободно конструируемым ответом:
Дополните:
1. В основу шаманизма положена идея общения человека с ... .
2. Согласно суфизму, ... – орган познания.
3. В Казахстане представителем суфийской философии был ... .
4. Шакарим Кудайбердиев был представителем эпохи ... .
5. Шакарим пишет в «Записках Забытого»: «Не утратить чистоты ... .»
Задания на установление соответствия:
Установите соответствие:
1. Абай A) «Кутадгу-билик»
2. Шакарим B) «Три истины»
3. Ю. Баласагунский C) «Слова назидания»
D) Диван-лугат ат-турк
E) Тарихи-Рашиди
Ответы: 1_____; 2_____; 3 ______.
1. Коркыт-ата A) поиск бессмертия
2. Асан-Кайгы B) совесть
3. Шакарим C) адам бол
4. Абай D) жер-уюк
Ответы: 1_____; 2_____; 3 ______; 4______.
1. Христианство A) вера в Аллаха
2. Ислам B) вера в Иисуса Христа как богочеловека
3. Шаманизм C) вера в духов
4. Буддизм D) четыре благородные истины
E) вера в Господа Кришну
Ответы: 1_____; 2_____; 3 ______; 4______.