Методические рекомендации к лекции

Выводы

Задания для СРС

Выводы

К. Маркс создал единую целостную философско-мировоззренческую концепцию. Политико-экономический анализ действительности Маркс соединил с философской традицией немецкой классики. Основная идея марксистской философской концепции – отчуждение человека в обществе господства частной собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего.

В отличие от Гегеля, который понимает отчуждение как чисто духовный акт, Маркс базисным и фундаментальным считает экономическое отчуждение, или отчужденный труд.

 

3 Методические рекомендации к лекции

 

При изучении данной темы очень важно обратить внимание на методологическое значение материалистической диалектики, как способа бытия познания, поиска сущего. Необходимо понять, что политико-экономический анализ, осуществленный Марксом при помощи и на основе данного метода, может быть адекватно уяснен только на примере «Капитала» К. Маркса, без знакомства с которым, изучение данной темы невозможно.

Наиболее сложной проблемой для понимания в марксовой диалектической концепции является проблема отчуждения. Для ее уяснения следует внимательно изучить рекомендованную литературу.

 

 

& Литература

 

Диалектическая логика . В 2-х т. – Т. 2. – Алматы, - 2000 – С. 67-78.

Маркс К., Энгельс Ф. «Капитал». Соч. 2-е изд. Т. 23.

Маркс К.,Энгельс Ф. «Экономическо-философские рукописи 1844 г.». - Соч. 2-е изд. - Т. 42.

Маркс К., Энгельс Ф. «Введение к критике политической экономии». - Соч. 2-е изд. - Т. 13.

Введение в философию. В 2-х тт. под ред. Фролова И. – М., - С. 221-247.

Человек в мире отчуждения. - Алматы, 1996.

 

 

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. Проанализируйте материалистические концепции Нового времени.

2.Сформулируйте основные идеи философского мировоззрения К. Маркса.

3.Раскройте основные положения концепции диалектики К. Маркса.

 

Репродуктивно-практический уровень:

1. Проанализируйте концепцию отчуждения К. Маркса.

1. В чем заключается сущность материалистического понимания истории

К. Маркса.

3.Раскройте сущность марксистского понимания методов диалектики.

 

Творческий уровень:

1. Как вы объясните знаменитый тезис К. Маркса «все философы лишь различным образом объясняли мир, а наша задача изменить его».

2. Дайте сравнительный анализ марксистской и гегелевской концепций отчуждения.

2. Раскройте смысл марксистского понимания сущности человека: «человек есть совокупность общественных отношений».

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Проанализируйте и сопоставьте материалистическое и идеалистическое понимание истории в рамках классической философии.

2. Раскройте смысл основополагающего принципа марксистской философии – принципа предметно-практической деятельности.

3.В чем заключается специфика марксистского понимания философских категорий.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1.Составьте конспект главы «Капитала» К .Маркса «Товарный фетишизм» и оцените его вклад в развитие европейской культуры.

2.Составьте конспект главы «Отчужденный труд» из работы К. Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 г.».

3.Проанализируйте теорию К. Маркса об общественно-экономических формациях.

Уровень критически-творческой деятельности:

1.Проанализируйте сущность задачи, которую поставил Ф. Энгельс в «Диалектике природы»: «убедиться в той истине… что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий».

2.Подготовьте рефераты на следующие темы (по выбору) «Проблема свободы в творчестве К. Маркса», «Диалектический метод К. Маркса».

3. Дайте сравнительный анализ марксистского понимания «царства свободы» и «царства необходимости».

 

 

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

1. Из приведенного перечня выделите основу жизни общества в понимании марксизма:

А) общественное материальное производство

В) семейный быт

С) сфера торговли

D) природное окружение

Е) сфера науки

2. Укажите положение, характеризующее структуру способа производства материальных благ по Марксу:

А) Производственные отношения.

В) Субъекты производства

С) Технологические отношения

D) Орудия труда

Е) Производительные силы и производственные отношения

3. Базисом общества является:

А) Система производственных отношений

В) Производство материальных благ

С) Производительные силы и производственные отношения

D) Способ производства

Е) Система социально-экономических отношений

4. Определите, в каком из суждений отражена диалектико-материалистическая точка зрения:

А) одни явления в мире случайны, другие необходимы

В) все в мире необходимо, случайность есть только в мышлении

С) все в мире случайно, необходимость существует в нашем сознании

D) случайность есть форма проявления необходимости и дополнение к ней

Е) в мире только есть случайные явления

5. Определяющая особенность, отличающая одну формацию от другой:

А) способ производства (а именно, производственные отношения)

В) социальная структура

С) политическая структура

D) духовное производство

Е) национальные отношения

 

 

6. Материалистическое понимание истории впервые было разработано:

А) Г.В.Плехановым

В) К.Марксом

С) Л.Фейербахом

D) Ф.Вольтером

Е) П.Гольбахом

7. Понятие «Общественно-экономическая формация» ввел:

А) Маркс

В) Вебер

С) Смит

D) Рикардо

Е) Ленин

8. Выделите черты, отличающие диалектику марксизма от гегелевской диалектики:

А) законченный характер

В) сочетание с материализмом

С) сочетание с идеализмом

D) сочетание с эмпиризмом

Е) сочетание с сенсуализмом

9. Из приведенного перечня выделите характерную черту философского творчества К.Маркса:

А) панлогизм

В) социоцентризм

С) пантеизм

D) деизм

 

Задание на установление правильной последовательности:

1. Расположите в правильной хронологической последовательности следующие философские направления:

А) немецкая классическая философия

В) новоевропейская философия

С) философия марксизма

D) средневековая философия

Е) философия эпохи Возрождения

 

4 Тема: Европейский рационализм и русская духовность

Цель:раскрыть специфику русской философии на примере славянофильского и западнического направлений. Показать многообразие философских традиций в русской мысли.

 

План лекции

1. Особенности и основные направления русской философской мысли. Славянофильство и западничество.

2. Русская религиозная философия, софиология – В.Соловьев, П.Флоренский, С.Булгаков и др.

3. Экзистенциальные взгляды Л.Шестова и Н.Бердяева.

4. Русский космизм. Евразийская идея в русской философии – Н.Федоров, Н.Трубецкой, Л.Гумилев, В.Вернадский и др.

 

Основные понятия по теме:западничество, славянофильство, православие, община, мировая душа. София, софийность, космизм, вселенскость, императивы космической этики, ноосфера.

 

Начало последовательного развития русской философской мысли восходит к XIX веку, когда русское общество переживает период увлечения объективным идеализмом представителей немецкой классической философии. Вопрос о месте и роли России получал неоднозначный ответ: одни мыслители полагали, что надо проводить модернизацию по западным образцам, другие утверждали, что у России - свой самобытный путь развития. Славянофильство и западничество в России – это по сути противоположности противоречивого целого. Как отмечал А.Герцен, у всех была одна любовь к России, но, идя из одних начал, философы приходили к разным выводам.

Славянофильство (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин, Н.Я.Данилевский). Согласно концепциям славянофилов, философия для России – не заимствование Запада, а необходимый элемент духовного национального развития. В нем обосновывалась необходимость для русской мысли самостоятельного пути и особых задач, вырастающих из российской истории. Идеалы будущего России славянофилы искали в прошлом. Центральным в учениях славянофилов является понятие народности как проявления самобытности. Она – определяющий момент трех начал русской общественной жизни: православия, самодержавия, общины.

Православие – стремление к истине путем возвышения самосознания к «сердечной цельности». Монархизм – крепкая государственная форма для великого народа, сознающего себя носителем духовных ценностей. Община – идеал совместной жизни, гарантия нравственности, воплощение принципа социальной справедливости, любовного отношения к труду.

Западничество (П.Я.Чаадаев, Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский, А.И.Герцен). Философские взгляды западников развивались под непосредственным влиянием немецкой классической философии, в частности, под влиянием идей Шеллинга, Гегеля. Западничество видело идеалы будущего России не в прошлом, а в будущем, в контексте европейской культуры. По мнению западников, три оплота прежней России – крепостное право, самодержавие, церковь – препятствия к построению справедливого общества.

Отмена крепостного права – основное условие общественных изменений. Непреложный закон всего существования – поступательное движение от низшего к высшему, стремление к новому, к будущему. Поэтому русская община – далеко не идеальный вариант, если даже и возможно ее сохранение, то только в плане развития общинных начал в дополнении с установлением демократической республики. Идеология охранителей возвеличивает отживший строй, внутренний процесс в России невозможен без установления капиталистических отношений и превращения дворянства в буржуазию.

Согласно западничеству, человеческая личность выше истории, общества, человечества. Общее становится палачом индивидуальности. Только общественный строй, дающий свободу и независимость человеку, основанный на «правде и доблести», имеет право на существование. Важнейшей задачей будущего становится истинное просвещение в России.

Философия Вл.Соловьева впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX в. и закономерно оказалась ее завершающим синтезом. Вл.Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Соловьев выступал за объединение всех христианских конфессий. Так, стержневым принципом его философии выступает философия положительного всеединства, одухотворенная Мировой душой, Софией. Философия Вл.Соловьева оказала определенное влияние на П.Флоренского, Н.Лосского,С.Франка.

Западная и западническая философия были своеобразно интерпретированы в материализме и нигилизме М.Бакунина, Н.Чернышевского, экзистенциализме Н.Бердяева и Л.Шестова, правовой философии П.Новгородцева, Б.Чичерина и И.Ильина и др.

Русский космизм сформировался в русле европейской культуры и является частью мирового космизма, обладая при этом специфическими чертами. Космизм обусловлен самой природой человека как планетарного космического существа. Вселенскостью В.И.Вернадский назвал ощущение неразделенности с бесконечной и неисчерпаемой природой, присущее людям. «Вселенскость» включает в себя рациональные, эмоциональные, волевые и другие черты проявления личности. В рамках русского космизма развивалась концепция евразийства.

 

Спецификой русской философии являются поиски исторического пути, места русского народа. В зависимости от выбора траектории пути различают западническую и славянофильскую традиции.

Согласно славянофильской традиции, Россия должна развиваться, основываясь на идеях православия, общинности, соборности, самодержавия.

Западники считают, что Россия должна идти проторенным путем европейской цивилизации.

Специфика русской философии заключается в ее религиозно-этическом характере.

Особое место в русской философии занимает идея космизма, в рамках которой также получила развитие концепция евразийства.

 

При изучении данной темы обратите особое внимание на специфику русской философии, решение проблемы исторического пути и ее места в мировой истории. Основными направлениями русской философской мысли являются, прежде всего, славянофильская и западническая традиции, религиозная философия, русский космизм с его идеей евразийства.

Учтите все многообразие философских идей и подходов в русской мысли. И в связи с тем, что практически невозможно обрисовать многогранность и многоаспектность русской философии, необходимо при изучении данной темы использовать дополнительные источники.

 

& Литература

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т. Т.1. Ч.1. – Л.: Эго, 1991.

– С. 13-27.

Лосский Н. История русской философии. – М., 1991.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991. – С. 82-116,158-176,217-240, 269-271, 310-313. 387-393, 397-411, 464-477, 530-570, 638-643.

Флоровский Г.В. Пути русского богословия. – Париж, 1937. – С. 234-332.

Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. – СПб., 1994.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 1998. – С. 256 –373.

??? Вопросы и задания контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. В чем заключается своеобразие и специфика русской философской мысли?

2. Назовите ключевые позиции славянофилов.

3. Как представляли будущее русского народа представители западничества?

4. Какие идеи выдвигает в своей религиозной философии В.С.Соловьев?

Репродуктивно-практический уровень:

1. Проведите сравнительный анализ славянофильской и западнической философии по персоналиям.

2. Проведите сравнительный анализ религиозной философии Вл.Соловьева и П.Флоренского.

3. Сравните славянофильскую традицию с идеей евразийства.

Творческий уровень:

1. Что является общим и особенным в понимании русского пути развития в рамках славянофильской традиции, евразийства и русской религиозной философии?

2. Сравните экзистенциальные идеи Н.Бердяева и Л.Шестова с европейской экзистенциальной философией.

3. Каково значение евразийской концепции Л.Н.Гумилева для судьбы Казахстана?