Методические рекомендации к лекции

Выводы

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:

1.Определите в какие периоды истории философии следующие понятия имели приоритетное значение: логос, патристика, гелиоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, метафизика, макиавеллизм, Рок, апатия, гуманизм, Космос, индивидуализм, первоначало, майевтика, пантеизм, атараксия, множественность миров.

 

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1.Прочитайте и проанализируйте выдержки из работ Я. Буркхардта «Культура Возрождения в Италии» и М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

2.Проанализируйте основные мировоззренческие картины мира:

 

Картина мира Представители концепции Основное содержание идеи
1. Геоцентризм
2. Гелиоцентризм
3. Множественность миров

 

3.Подготовьте рефераты на следующие темы (по выбору): «Возрожденческий «титанизм» и идеал государя у Макиавелли», «Лютер и протестанский образ жизни»,«Образ философии в эпоху Ренессанса».

Уровень критически-творческой деятельности:

1. Напишите письменную работу на тему: «Человек как «творение неопределенной природы». Ступени совершенствования человека».

2. Проанализируйте и раскройте особенности философии Возрождения:

Особенности Содержание Значение понятия в развитии мировоззрения эпохи
Гуманизм
Антропоцетризм
Антиклерикализм
Индивидуализм

3. Прочитайте и проанализируйте работу Э. Фромма «Бегство от свободы» (обратите внимание на значение идей Реформации в становлении мировоззрения современного человека западной цивилизации).

: Тесты

Закрытие задания с выбором одного правильного ответа:

1. Философию какой эпохи можно назвать антропоцентрическим мировоззрением:

А) эпохи Научной революции

В) эпохи Средневековья

С) эпохи Возрождения

D) эпохи Античности

Е) эпохи Просвещения

2. Определите понимание человека, характерное для философии Возрождения:

А) человек – это творец, художник

В) человек – это микрокосм

С) человек – это общественное животное

D) человек – это мыслящее существо

Е) человек – это созданное Богом существо

3. Пантеизм – это учение о максимальном сближении:

А) духа и материи D) знания и веры

В) бога и природы Е) время и пространства

С) разума и воли

4. Основная тенденция в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса:

A) переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира

B) борьба против антропоцентризма

C) стремление к мирному существованию

D) возвращение к космоцентрическому мировоззрению

E) обскурантизм

5. Учение античного философа, являвшееся наиболее популярным у гуманистов:

A) Аристотеля

B) Демокрита

C) Платона

D) Анаксагора

E) Порфирия

6. Мыслитель, возродивший в Европе интерес к Эпикуру:

A) Франческо Петрарка

B) Лоренцо Валла

C) Данте Алигьери

D) Марсилио Фичино

E) Эразм Роттердамский

7. Итальянский гуманист, считавший, что человек – это счастливый, смертный бог:

А) Лоренцо Валла

В) Альберти

С) Франческо Петрарка

D) Э.Роттердамский

Е) Т.Компанелла

8. Предметом познания, по мнению Кузанского, является:

А) пантеистический бог в единстве с чувственно воспринимаемым миром природы

В) идеи, которые в сознании человека возникают только благодаря Богу

С) окружающий человека мир

9. Современный философ, рассматривавший период Возрождения как упадок Средневековой культуры, называя его «осенью средневековья»:

А) Й. Хейзинга

В) М.Хайдеггер

С) Ж.П.Сартр

D) А.Камю

Е) К.Ясперс

10. Истинным мерилом нравственности человека, по мнению Бруно, является:

А) деятельность человека и его земные цели

В) религия и вера

С) принцип «не вреди другому»

D) человеческое «Я»

11.Социальная теория Т.Мора оценивается как:

А) иллюзорная теория об обществе

В) христианский гуманизм

С) утопический социализм

D) борьба против антропоцентризма

Е) переход от теоцетризма к антропоцентризму

 

12. Протестантизм отличается от католицизма и православия тем, что

А) признает непосредственную связь человека с Богом, минуя церковь

В) выражает протест против идеи непосредственной связи человека с Богом

С) главным звеном в связи человека с Богом считает церковь и священослужителей

 

Задания на установление соответствия:

1.Установите соответствие, позволяющее причислить названных философов к основным традициям философии Возрождения:

А) Э.Роттердамский 1.Гуманистическая традиция

В) Дж.Бруно 2.Неоплатоническая традиция

С) Н.Кузанский 3.Натурфилософская традиция

D) Ф.Петрарка

E) Г.Галилей

F) А.Данте

G) Н.Коперник

H) Н.Пико делла Мирандола

I) Т.Мор

 

Ответы:1-______; 2-______; 3-______.

Задания на установление истинности утверждения:

1. Верно ли утверждение, что Ренессанс в Италии ориентировался на учение Платона:

А) да

В) нет

2. Верно ли утверждение, что Макиавелли отделяет политику от теологических представлений:

А) да

В) нет

3. Верно ли утверждение, что задачей контрреформации является пропаганда протестантизма:

А) да

В) нет

4 Тема: Научно-рационалистическая парадигма

и «война всех против всех»

 

Цель: раскрыть характерные черты философского мышления Нового времени: ее наукоцентристский подход, переход от онтологической парадигмы к эпистемологической, постановку социальной проблематики.

 

План лекции

  1. Характерные черты философии Нового времени. Основная гносеологическая (эпистемологическая) проблема и пути ее решения.
  2. Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм Ф.Бэкона. Рационализм Р.Декарта.
  3. Учение о субстанции Б.Спинозы. Монадология Г.Лейбница.
  4. Социальная философия Т.Гоббса и Дж.Локка.

Основные понятия по теме:гносеологическая (эпистемологическая) парадигма, рационализм, эмпиризм, сенсуализм, субъективный идеализм, агностицизм, «врожденные идеи», «идолы», субстанция, монада, государство, гражданское общество.

 

Период Нового времени часто называют эпохой научной революции. Он знаменуется значительными открытиями в различных областях естественных наук, главенствующее место среди которых занимает механика. Философия Нового времени обязана своими достижениями отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Философия смещает акценты с разработки онтологической проблематики на разработку эпистемологической проблематики. Начинает активно разрабатываться социальная философия, возникает гражданская политическая концепция, отправным пунктом которой был индивид-гражданин.

Отвечая на потребности научного познания, философия этого периода поставила в центр осмысления проблему метода познания, исходя из того, что знаний бесконечно много, а метод их достижения должен быть единым, применимым к любым наукам, в том числе и к философии. Представления о таком универсальном методе и разделило философов Нового времени на ряд различных направлений.

Эмпиризм. Родоначальником эмпирического метода познания, в основание которого была положена индукция, был Ф.Бэкон. Он, провозгласив тезис: «Знание – сила», ставил задачей науки достижение истины, которую рассматривал как дочь времени, а не авторитета. Уделяя большое внимание методологии, Бэкон предупреждал об «идолах», затрудняющих познание: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади, идолы театра.

Т.Гоббс придерживался основной формы сенсуализма: все понятия в человеческом уме первоначально порождаются «целиком или частично» в «органах ощущения», т.е. вся совокупность явлений человеческого сознания связывалась с ощущениями. Но Гоббс не до конца придерживался бэконовского эмпиризма, так как полагал: одно дело обыденная жизнь, а другое – научное знание, где достоверности присущи всеобщность и необходимость, которые нельзя получить ни из какого опыта.

Д.Локк предпочтение отдавал сензитивному, демонстративному, интуитивному познанию. Единственным источником знания он считал опыт, данный нам в ощущениях, восприятиях, представлениях. Априорные врожденные знания полностью отрицаются. Душа человека – tabula rasa (чистая доска), на которую природа наносит свои письмена.

Эмпирики признавали возможную обманчивость ощущений, но считали, что для их верификации следует использовать эксперимент. На основе верифицированных знаний, добытых из опыта, мы можем строить теории.

Согласно основного постулата субъективного идеализма, выдвинутого его главным представителем Дж.Беркли, «существовать – значит быть воспринимаемым», в опыте есть только вещи, данные в ощущениях, но нет никакой субстанции, никакой материи. Мы познаем не объективные вещи и явления, а их субъективные образы, возникающие в нашем восприятии. Критерии истины в теории познания Беркли: ясность, согласованность восприятия, их общезначимость.

Д.Юм превратил эмпиризм в средство обоснования скептицизма и агностицизма. Причинно-следственные связи формируются имманентно в нашем уме и не соответствуют реальным, по крайней мере, о степени соответствия мы ничего не можем знать. Поэтому даже на вопрос «существует ли внешний мир?» Юм отвечал: «Не знаю».

Отрицая объективную причинность, агностики признавали причинность субъективную в виде порождения идеи чувственными впечатлениями. Источником знаний для них может служить только вера (типа уверенности в восходе солнца). Наука и философия возможны лишь как опытные исследования, не претендующие на выведение теоретических законов.

Рационализм. Рационалисты фактически предлагали дедуктивный метод познания (от частного к общему). В содержание рационалистического метода Р.Декарта входят интуиция, врожденные идеи, дедукция, четыре аксиоматико-дедуктивных правила, принцип «универсальной математики». Декарт стремился сделать философию не только не уступающей по достоверности своих учений наукам о природе, но и чтобы она достигла познания условий самой достоверности. Фундаментом же достоверного знания выступает методологическое сомнение. Главная формула Декарта: «Cogito ergo sum» – «Мыслю, следовательно, существую».

У Б.Спинозы опытное знание имеет подчиненный характер, так как дает возможность констатировать существование той или иной вещи, факта, но не выяснять их сущность. А вот разум,использующий общие понятия и прежде всего математические категории, является адекватным, полностью истинным. Спиноза говорит и о третьем роде познания – интуиции, которая рассматривается как целостность, складывающаяся из деятельности всех познавательных способностей человека – умственных и чувственных.

Для Г.Лейбница метафизика рассматривается как сугубо умозрительное ядро философии, необходимое для обоснования всякого знания, особенно научного. Принцип сенсуализма Лейбниц дополнил одной фразой, которая изменила коренным образом его смысл: «нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах… кроме самого разума, который невыводим ни из каких чувств». Придерживаясь теории врожденности основных принципов знания, Лейбниц использовал сравнение с глыбой мрамора, прожилки которого указывают контуры будущей статуи.

Универсальным основанием философии Лейбниц считает принцип монад. Он различал монады трех видов в зависимости от степени развития. Монады – «истинные атомы» бытия, природного универсума, субстанции человека, источник сознания, самодвижения, саморазвития и т.д.

Новое времяхарактеризуется не только бурным развитием наук, но и социальными преобразованиями, возникновением и развитием буржуазного общества. Это период буржуазных революций, которые породили изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, но и в общественном сознании. В философии разрабатываются социальные теории. Учение о становлении общества и государства эволюционирует от Гоббсовой теории доисторической жизни как «войны всех против всех» до социальной концепции гражданского общества. Фактором успешного существования выступает общественный договор, гарантом которого является правовое государство.

 

С философии Нового времени наблюдается поворот от онтологической проблематики к эпистемологической.

Главный вопрос в теории познания – проблема метода познания.

Эмпирический метод познания основан на индукции. Главные направления эмпиризма: сенсуализм, субъективный идеализм, агностицизм.

Основой рационалистического метода выступает дедукция. Разум, интуиция – важнейшие критерии истины.

Получает развитие социальная философия, философия истории. Разрабатывается теория гражданского общества и государства, которая сохраняет свою актуальность и по нынешний день.

 

При работе над темой главное внимание обратите на постановку проблемы метода познания, на характерные особенности эмпирического и рационалистического методов. Проследите за эволюцией того и другого методов в философских концепциях Нового времени. Тщательно проработайте ключевые понятия, использованные для обоснования методов. Обратите внимание на то, как решалась проблема истины в теории познания.

Изучая социальную философию Нового времени, акцентируйте внимание на общем и особенном в постановках проблем Т.Гоббсом и Д.Локком. Обратите внимание на то, что нового привнесли философы в отличие от предшествующих эпох.

& Литература

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991. – С.17-34, 198-206, 249-254, 309-310, 367-383, 485-499, 615-632.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С.113-214.

Философия: курс лекций. А.А.Радугин. Изд. 2 – М., 1996. – С.100-115.

 

??? Вопросы и задания контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. В чем заключается характерная черта философии Нового времени?

2. Обозначьте суть эмпирического метода познания.

3. В чем заключается суть рационалистического метода?

4. Каковы характерные черты социальной философии Нового времени?

Репродуктивно-практический уровень:

1. Проведите сравнительный анализ концепций представителей эмпиризма в философии Нового времени.

2. Проведите сравнительный анализ концепций представителей рационализма в философии Нового времени.

3. Проведите сравнительный анализ социально-философских воззрений Т.Гоббса и Д.Локка.

Творческий уровень:

1.Какие результаты имел лозунг Ф.Бэкона: «Знание – сила» для дальнейшего развития науки?

2.Объясните суть изречения Р.Декарта: «Мыслю, следовательно, существую».

3.Раскройте, как философы Нового времени решали проблему Бога.