Словарная работа.
Тема 1. Понятие «Культура речи». Факторы «загрязнения» речевой среды. Средства повышения речевой культуры. Культура речи сквозь призму риторики
Теоретические вопросы
Какие аспекты в толковании понятия «культура речи» можно выде-
лить?
Дайте определение понятиям «культура речи», «риторика».
Какие признаки характеризуют «хорошую» речь?
Назовите факторы «загрязнения» речи.
Какие существуют средства и методы повышения речевой культуры?
Есть ли у вас опыт работы по совершенствованию собственной речи?
Найдите соответствия в предложенном словарном тесте.
Тест
№ | Слова | Значение | |
Аккумулировать | Запрет, налагаемый одним органом государственной власти на решение другим органом государственной власти | ||
Аннулировать | Без изменений, шаблонный, воспроизводящий общественное | ||
Бартер | Случай, происшествие (обычно неприятное) | ||
Вето | Небрежно относится к чему-либо | ||
Генезис | Отменять, считать недействительным | ||
Инцидент | Противник в споре | ||
Де-факто | Преувеличивать, искажать, подчеркивать какой-либо стороны | ||
Коммуникабельность | Принудительное отчуждение чего-либо | ||
Легальный | Накапливать, собирать | ||
Манкировать | Перевод денег с одного счёта на другой | ||
Оппонент | Разрешенный законом | ||
Позитивный | Расширение, наращивание (вооружений), обострение (положения) | ||
Стереотипный | Способ введения торговли, при котором один товар обменивается на другой | ||
Тенденция | Застой в производстве, торговле | ||
Утрировать | Положительный, утвердительный | ||
Экспроприация | Происхождение, возникновение | ||
Трансфер | Система служебного подчинения младших старшим, основанные на правилах служебной дисциплины | ||
Стагнация | Направление развития какого-либо процесса, явления, мысли, идеи | ||
Эскалация | Способности к общению | ||
Субординация | Фактически на деле |
Тема 2. Понятие о языке как знаковой системе. Основные функции языка. Языковые свойства и явления. Лексический состав языка. Язык и речь
Теоретические вопросы
Дайте определение языка как знаковой системы.
Назовите основные функции языка.
Какова связь языка с историей и культурой народа?
В чем различие понятий «язык» и «речь»?
Назовите виды речевой деятельности.
Какие языковые свойства и явления вам известны?
Что такое словарный состав русского языка?
Словарная работа.
Истолкуйте значения интернациональных словообразовательных элементов, подберите термины, в состав которых они входят:
авто- аква- анти- архе- архи- ауди- баро- библио- | био- гео- гипер- гипо- -грамма граф- гуман- демо- | -дром- интер- интра- -лог макро- -мета- микро- моно- морфо- | мульти- нео- поли- пост- прото- псевдо- -скоп суб- | супер- -тека фил- -фоб хрон- экстра- |