Типология бизнес-планов по объектам бизнеса

Рисунок 3

Назначение бизнес-плана и его основные элементы

Классификация бизнес-планов

Тема 2. Классификация бизнес-планов и основные методики бизнес-планирования

Классификация бизнес-планов

Классификация бизнес-планов и основные методики бизнес-планирования

2 Общая характеристика основных методик бизнес-планирования

Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию. Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров, по крайней мере, на пять основных вопросов (см. рис. 3). (7)

5. Оценка затрат ресурсов и финансовых результатов
1.Что делать?
6 5

1

Какая доходность проекта? (прибыльность, окупаемость затрат)
Для кого производить? (потребители)
Как производить? (техника, технология, организация, ресурсы)
Сколько производить? (размер производства)
Что производить? (товары, услуги)
· Внешняя макро- и микросреда · Внутреннее состояние и возможности
2. Оценка современного состояния предприятия (ситуации)
· миссия · цели и задачи · основные параметры · преимущества
3. Направление развития (желаемое состояние)
· инвестиции · инновации · менеджмент · маркетинг
4. Способы достижения цели
Бизнес-план
4

 

2 3

 

 

 

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Их можно классифицировать по различным основаниям. Приведенная ниже система классификации не единственная и не претендует на завершенность.

Выделены следующие основания классификации бизнес-планов:

­ тип плана – по основным сферам деятельности, в которых осуществляется план;

­ класс плана – по составу и структуре плана и его предметной области;

­ масштабы – по размерам плана, численности его участников и степени влияния на окружающий мир;

­ длительность – по продолжительности периода осуществления плана (4);

­ по объектам бизнеса. (3)

Характеристика основных видов планов, сгруппированных по первым четырем основаниям, представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Классификация бизнес-планов

Критерии классификации Вид бизнес-плана
Тип плана Технический, организационный, экономический, социальный, смешанный
Класс плана Монопланы – отдельные планы различного типа, вида и масштаба. Мультипланы – комплексные планы, состоящие из ряда монопланов и требующие применения многопланового управления. Мегапланы – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, состоящие из ряда моно- и мультипланов
Масштабы плана Малый, средний, крупный, очень крупный. Это разделение условное. Масштабы планов можно конкретизировать – межгосударственный, международный, национальный (государственный), межрегиональный и региональный, межотраслевой и отраслевой, корпоративный, ведомственный, план одного предприятия
Длительность плана Краткосрочный (до трех лет), среднесрочный (от трех до пяти лет), долгосрочный (свыше пяти лет)

Источник: [16]

 

Широкое распространение в экономической литературе получила классификация бизнес-планов по объектам бизнеса. Согласно данной классификации бизнес-планы, разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему) (см. рис.4).

 

Бизнес-план
по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения)
по предприятию
по новому
действующему
развитие
финансовое оздоровление
всего предприятия
производственного подразделения