Практико-операционные методы обучения

Методы данной группы способствуют формированию умений и навыков студентов. Этоосновное их назначение. Но поскольку методы многофункциональны, они помогаютзакреплению знаний, учат применять их на практике, а также обогащают студентов новыми знаниями. В основе данной группы методов лежит практическая деятельность студентов. Взаимодействие субъектов учебного процесса более глубокое, выше активность и самостоятельность студентов.

Упражнения. Это планомерно организованное, повторяющееся выполнение какого-либо действия с целью его освоения, закрепления, совершенствования. Эффективность этого метода зависит от знания теоретических основ предмета и сознательного их применения, а также от умения опираться на определенные правила выполнения упражнений. Характер упражнений зависит от специфики учебной дисциплины: педагогика использует упражнения по формированию педагогических умений, русский язык - по применению грамматических правил, физика, математика — по решению задач и т.д. В вузах применяются индивидуальные и групповые упражнения; устные, письменные, трудовые, физические, на тренажерах и обучающих машинах.

Алгоритм. Представляет собой системный план, своего рода инструкцию о строгом порядке выполнения определенных операций. С помощью алгоритма упрощается учебная деятельность, сокращается время для решения задачи, вопроса. Если алгоритм представляет идеальную модель, тогда применение метода эффективно. Недостатком данного метода можно считать то, что студенты, опираясь на алгоритм, могут применять его автоматически (для решения задач, разбора предложений и т.д.), не вникая в сущность задачи, не осмысливая вопрос. «Делай так, как я». Данный метод репродуктивного характера широкого распространения в вузе не имеет, но он активно применяется при организации трудового обучения, в учебной работе в мастерских, на занятиях по физическому воспитанию, в педагогической студии, на начальных этапах занятий в лабораториях. Метод предполагает выполнение студентами после инструктажа действий, заданий, упражнений по строгому образцу, который демонстрирует преподаватель, т.е. копирование. Он предназначен для формирования умений и навыков точного типа.

Решение задач. Метод достаточно широко распространен в вузовском обучении. Его целевое назначение -научить студентов переносить знания в другие условия и применять их на практике, развивать аналитическое мышление, формировать способность поиска выхода из конфликтных или нестандартных педагогических ситуаций, развивать умения профессиональной учительской деятельности. В зависимости от учебной дисциплины характер, сложность и пути решения задач чрезвычайно разнообразны. Преподаватель, применяющий данный метод, излагает и поясняет правила решения задачи, затем он является консультантом и руководителем познавательной деятельности студентов. От последних же требуется высокая степень активности, и самостоятельности и настойчивости. Эти качества и развиваются у них в процессе решения задач. Метод используется на практических занятиях. При выполнении лабораторных работ он может применяться самостоятельно или в комбинации с другими методами (упражнениями, наблюдениями, опытами). Обращаться к нему можно также на лекциях и семинарских занятиях.

Опыт. Проводится с целью выяснения свойств или причин тех или иных явлений, предметов, процессов, субъектов деятельности. Он может осуществляться в естественных или лабораторных условиях, нередко требуя специального оборудования, приборов, вспомогательных средств. Функциональное назначение метода - подтверждение, закрепление, применение научных знаний на практике, формирование познавательных или профессиональных умений. Опираясь на этот метод, студенты учатся параллельно использовать ряд других методов: наблюдение, анализ полученных в ходе опыта материалов, сопоставление данных. Одновременно развивается их пытливость, любознательность, интерес к науке, учебному предмету. Рассматриваемый метод относится к категории сложных в содержательном и организационно-структурном отношении. Он используется в учебно-воспитательном процессе вуза преимущественно на старших курсах (по естественнонаучным дисциплинам - с I курса), когда у студентов имеется достаточный научно-теоретический фонд знаний. Технология применения метода включает следующие этапы: инструктаж - пояснение преподавателем цели, способа организации и ожидаемых результатов опыта; организация опыта студентами по системному плану; анализ и синтез полученных материалов (результатов опыта); выяснение причины ошибок, если они имели место.

Эксперимент. Научное исследование проводится по определенной программе для получения новых научных данных, идей, положений, материалов. Поскольку это поисковый метод, он будет рассмотрен в третьей группе. Здесь же укажем, что эксперимент носит практико-ориентированный характер и создает благоприятные условия для формирования ряда познавательных и научно-исследовательских умений.

Педагогическая игра. Преподаватели и ученые не имеют единой точки зрения на определение данного метода, несмотря на наличие значительного количества литературы, описывающей данную категорию. Одни из них относят педагогическую игру к формам учебной работы, другие — к методам. Автор разделяет второй подход и считает, что педагогическая игра есть интегративный метод, имитирующий решение педагогических задач, возникающих в реальных педагогических ситуациях жизни вуза или другого учебного заведения. Успех игры предопределяется теоретической подготовкой студентов, наличием профессиональных умений, развитием творческого мышления и рефлексии. В свою очередь, эффективно проведенная игра способствует дальнейшему развитию фонда педагогических умений и навыков, знаний, креативности, рефлексии. Игра, прежде всего, практико-операционный метод, состоит из трех этапов: подготовительного, игрового, аналитико-заключительного. На первом этапе ведущую роль играет преподаватель, на втором - студенты, на третьем, при подведении итогов, обсуждении результатов, анализе слабых мест, - студенты вместе с преподавателем. Занятие с использованием данного метода, как правило, носит активный увлекательный характер. Такой вывод сделан нами при проведении педагогических игр на темы: «Заседание ученого совета университета», «Педагогическая практика в школе», «Моя система дидактических методов» и др. Но тем не менее не стоит злоупотреблять этим методом. По словам В.А.Сухомлинского, «учение - труд, и его нельзя превращать в игру». Кроме того, следует учесть, что освоение темы с опорой на игровой метод требует больше времени.