Цели и задачи бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).

Цель разработки бизнес-плана – дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, то есть спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.(10)

Цель становится задачей, если указан срок ее достижения и заданы количественные характеристики желаемого итога. Цель реализуется путем решения ряда задач. (6)

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

- определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

- выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также оценить издержки по их созданию и реализации;

- оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;

- обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции;

- добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;

- оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям;

- предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана; (10)

­ получить необходимые инвестиции (в этом аспекте он служит «наживкой» для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса); (3)

­ прорекламировать предлагаемый бизнес, создавая деловую репутацию.

Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод, в том числе:

­ заставляет руководителей активно заниматься перспективами фирмы;

­ позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;

­ устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;

­ заставляет менеджера четче и конкретнее определить цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

­ делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций, то есть уменьшает время адаптации;

­ устанавливает обязанности и персональную ответственность всех руководителей фирмы по обеспечению достижения поставленных целей.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться неготовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается. (10)