Культура савроматов.

Рис. 00 Чаша.

Поселения. Собственно скифские кочевые группы жили в степи в юртах и кибитках – крытых войлоком повозках. До конца V в. до н.э. постоянных скифских поселений в степи почти не было, исключая Елизаветовское в дельте Дона, которое возникло в начале V в. до н.э. как селище, а с середины IV в. до н.э. превратилось в городище, укрепленное рвами, валами и деревянно-глиняно-земляной стеной. На рубеже V-IV вв. до н.э. в Нижнем Поднепровье и Нижнем Подонье – в районах оседания части скифов на землю – появились небольшие скифские поселения с круглыми и четырёхугольными землянками.

Наиболее крупным скифским поселением стало Каменское городище на Нижнем Днепре (общая площадь 1200 га), защищенное почти со всех сторон естественными водными преградами, а со стороны открытой степи – земляными валами и рвами. Жилищами служили овальные и четырёхугольные землянки и наземные дома с глинобитным очагом. Стены наземных домов были построены из вертикально врытых брёвен, переплетённых прутьями либо завешенных кошмами; крыши были двускатными. Городище было центром скифского ремесла, в первую очередь цветной и чёрной металлургии. Каменское городище, являвшееся единым поселением или конгломератом нескольких небольших поселений, функционировало в конце V-III вв. до н.э., однако жизнь на его цитадели (площадью 30 га), защищённой дополнительно стеной из сырцового кирпича на валу и каменной стеной, протекала в основном в позднескифскую эпоху (с III в. до н.э. по III в. н.э.).

 

Рис.01 Кибитка, жилище

Социальная структура скифского общества была очень сложна и многогранна. Господствующее положение занимали царские скифы, которые называли себя «лучшими и самыми многочисленными». По отношению к ним все другие племена считались зависимыми, «подвластными» и «рабами». Во главе страны стояли цари (сначала - три, потом - один) и родовые старейшины. Свое происхождение скифские цари вели от Геракла, которого скифы почитали как «настоящего бога», потому и царская власть считалась божественной и являлась наследственной. Цари исполняли судебные функции, являлись главными жрецами и верховными главнокомандующими. До IV в. до н.э. власть царя была ограничена «советом скифов» - народным собранием, которое обладало правом смещать царей и назначать новых из числа царской семьи. Привилегированное положение в скифском обществе занимали царские дружинники (ближайшее окружение царя) и жрецы. Основная масса рядового населения не была однородной и делилась на «восьминогих» (имевших одну повозку, запряженную парой волов) и «бесчестных» (самых бедных). Последние не имели ни повозок, ни лошадей и считались людьми «самого низкого происхождения».

Роль женщины. Описывая быт и обычаи скифов, античные авторы не раз упоминают о бесправии и замкнутом образе жизни скифских женщин. Из их произведений мы узнаем, что вся жизнь скифянок была посвящена домашним занятиям и обслуживанию семьи, в которой они занимали подчиненное положение. У скифов (особенно знатных) существовало многоженство. Более привилегированное положение занимала старшая жена. В самом униженном положении находились наложницы. Погребение скифского воина обычно сопровождалось жертвоприношением младшей жены или наложницы. Подчиненное, более низкое положение скифянок прослеживалось даже в погребальных обрядах. Рядовых женщин и наложниц хоронили в простых грунтовых могильниках без курганных насыпей.

Женщины-воительницы. В трудах античных авторов содержится описание войны, которую вел знаменитый персидский царь Кир Великий с саками царя Амфора (Омарга), взяв последнего в плен. Тогда жена Аморга Спаретра собрала армию «в 300 тысяч мужчин и 200 тысяч женщин», разбила персов и освободила мужа. Даже если учесть, что древние авторы существенно завысили численность армии Спаретры, доля в ней женщин, как и их вклад в общую победу, выглядят довольно значительными. Вооруженные копьями женщины составляли основу армии царицы Тиргитао, поднявшей мятеж против своего мужа Гекатея - марионетки боспорского царя Сатира І (393-389 гг. до н.э.). Странствующие греческие купцы и путешественники могли не раз повстречать в Северном Причерноморье и на Кубани воинские женские подразделения скифов (или родственных им племен). Так множились рассказы об амазонках, с давних времен распространенные в античном мире.

В некоторых женских захоронениях археологи обнаружили военные принадлежности, а на останках – следы боевых ранений. Воительницы отдавали предпочтение луку со стрелами, копью и дротику. Отсутствие в подобных погребениях останков мечей, боевых топоров и прочего оружия ближнего боя наводит на мысль о том, что скифские воительницы подобным вооружением не пользовались. Возможно, потому, что, в скифской среде оно все же считалось «исконно мужским».

Рис. 02, 02а Женщины-воительницы

 

Скифские боги. Верховный бог скифов носил имя Папай. Он отождествлялся с небом и являлся аналогом древнегреческого Зевса.

Рис.03. Папай

Апи, Апия (греческая Гея) - супруга верховного бога Папая, богиня земли и воды, прародительница скифов. Брак Папая и Апи символизировал объединение земной, водной и небесной сфер, заключение священного союза между Землей и Небом. Скифы почитали эту богиню как Всероженицу и Обережницу, часто украшали ее изображением конские налобники и защитное снаряжение. По всей видимости, она имела и военное значение. Возможно, пропитывая стрелы змеиным ядом и выпуская их в своих противников, скифы приносили дань великой змееногой богине, превращая в огромный жертвенный алтарь поле боя. На известных изображениях туловище Апи обычно заканчивается двумя змеями или вырастает из растительных побегов.

Рис.03 а. Змееногая богиня

Табити (греческая Гестия) - богиня огня и домашнего очага, наряду с Папаем и Апи принадлежала к числу главных и особенно почитаемых скифами богов. В ней воплощалось представление о семейном и родовом единстве. В разговоре с послом персидского царя Идантирс упоминает Табити (Гестию) не случайно. Царь считался у скифов сакральным главой общества, поэтому общественная роль культа царского очага как общего религиозного центра была очень велика. Клятва «царскими гестиями» (божествами царского очага) считалось наиболее священной, ее нарушение каралось смертью. Изображение Табити встречается на золотых бляшках из скифских царский курганов.

Рис. 03.б Табити.

Аргимпаса, Артимпаса (греческая Афродита) - богиня любви. У скифов она олицетворяла функции плодородия, в основном человеческого и животного. Возможно, имела военные функции. Известны изображения этого божества в виде царицы зверей. Могущественные жрецы культа Афродиты-Аргимпасы (анареи или энереи), по сообщениям Геродота и Псевдо-Гиппократа занимались изречением пророчеств и поиском злоумышленников.

Рис.03 в.

Гойтосар Гойтосир, Эйтосир (греческий Аполлон) - солярный бог, хранитель скота, победитель чудовищ, волшебник. Обычно изображался в виде орла, коня, оленя или солнечного знака.

Бог войны (греческий Арей) - у скифов, по-видимому, также исполнял роль бога грозы и атмосферных явлений. Геродот не называет его скифского имени, однако, возможно, оно звучало как Ваю (Вайю) или Вей (Вий). Воплощением бога войны служил старинный железный меч. Война и оружие играли в жизни скифского общества большую роль, поэтому и значение этого бога было очень высоко. Только в честь бога войны, если верить Геродоту, скифы сооружали «в каждом номе по округам» специальные святилища. По описаниям античных авторов, они представляли собой возвышения из хвороста с площадкой по верху. На этой площадке устанавливался меч. В жертву богу войны скифы приносили не только скот, но и людей - каждого сотого из числа военнопленных. В честь него ежегодно проводились празднества, на которых особо отличившиеся в боях воины награждались чашей вина, исполнялись ритуальные танцы и устраивались состязания по борьбе и стрельбе из лука.

Фагимасад (греческий Посейдон) - морской царь, «колебатель земли». Культ этого бога был достаточно широко распространен в Северном Причерноморье и в греческих городах-государствах. Так, династия боспорских царей вела свое происхождение от Геракла и Посейдона, а, по сообщению Геродота, Фагимасада (Посейдона) особенно чтили царские, правящие скифы.

Скифский Геракл - бог весны и солнечного света, победитель Дракона (Гидры). В отличие от греческого Геракла-героя, он всегда был полноценным богом, а его культ был приурочен к циклам солнечного света и распространен в Северном Причерноморье с давних времен. Отсюда в ХІ в. до н.э. он очевидно проник на Балканы вместе с «пришедшими с севера и основавшими несколько царских династий» дорийцами. Однако в Греции данный культ со временем деградировал, а скифский Геракл-бог превратился в греческого Геракла-героя…

У скифов функции жрецов обычно выполняли цари и представители знати, однако наряду с этим существовала и обособленная прослойка жрецов. Какие-либо специальные храмы не сооружались, а в жертву богам (за исключением бога войны) приносили скот, чаще всего - лошадей.

Рис. 03 г. Знак солнца

Культовые предметы. Иногда на скифских курганах устанавливали, как правило, грубо обработанные гранитные или известняковые плиты с высеченными на них изображениями воинов. На шее подобных «идолов» обычно изображена гривна, руки согнуты в локтях, в левой или правой руке находится ритон, поднятый к подбородку. Чаще всего бывает выделен пояс, к которому подвешены горит с луком и акинак, иногда - боевой топор и второй длинный меч. На некоторых стелах голова воина покрыта шлемом, а корпус - панцирем. Встречаются стелы, на которых к поясу подвешены нож, оселок, нагайка и чаша. Скорее всего, эти каменные изваяния устанавливались в честь предков и воплощали образ божественного основоположника господствовавшего рода, родоначальника скифских царей.

Рис. 04. Каменные скульптуры

Изображения в зверином стиле играли роль амулетов-оберегов, призванных защищать их собственников от враждебных сил и привлекать покровительство добрых божеств. Помимо реальных животных, на многих предметах изображали и фантастических существ - крылатых коней, сирен, грифонов, чудовищ и т.д. Подобные изображения, помимо ювелирных изделий и различных предметов, очевидно нередко также украшали тела знатных скифов и царских дружинников. По всей видимости, такие татуировки наносились в ритуальных целях и были призваны сделать их обладателей неуязвимыми для любых видов оружия. Роль военных эмблем, украшений и одновременно магических оберегов играли и изображения в зверином стиле (олени, орлы, пантеры, рыбы) на образцах скифского защитного вооружения. Прежде всего, на доспехах и щитах.

Рис. 05. 05 а-е. Звериный стиль, украшения

К культовым предметам многие исследователи относят металлические навершия, которые появились у скифов во второй половине VII в. до н.э. и очевидно были связаны с различными церемониями. В степных скифских курганах их находят от 1 до 10. Ильинская В.А. считает, что изображения на навершиях конца VII - начала V вв. до н.э. были связаны с культом солнца - верховного божества и идеей плодородия земли. Переводчикова Е.В. и Раевский Д.С. связывают эти предметы с идеей мирового дерева - одной их широко распространенных в древности мифологических концепций, свойственной в том числе и скифам. Большинство ученых сходятся во мнении, что металлические навершия использовались в качестве украшений катафалков, однако выдвигались и гипотезы о том, что данные предметы являлись специальными музыкальными инструментами жрецов.

Рис. 05 ж. Навершия

Основные памятники скифской культуры. Важнейшую информацию о скифской археологической культуре дают многочисленные погребения и погребально-поминальные комплексы.

Подавляющее большинство погребений скифской культуры находятся под земляными курганами, величина которых, как правило, зависела от социального положения погребённого. Как правило, захоронения совершались в прямоугольных или квадратных ямах с деревянным перекрытием, в катакомбах, реже – в деревянных гробницах и каменных склепах, причём известны случаи строительства склепов на поверхности земли с последующим сооружением кургана. Иногда могильные ямы перекрывались древесно-камышовыми конструкциями шатрового типа. Курганная насыпь могла дополняться каменной стеной (крепидой), могла окружаться рвом, в котором обнаруживаются следы жертвоприношений и иных ритуально-поминальных действий. Погребённого, как правило, укладывали на спину, в вытянутом положении, реже – с подогнутыми в коленях ногами, которые заваливались в сторону. Чаще погребённые обращены головой на запад, но практиковалась ориентировка и в других направлениях. В погребениях часто встречаются различные подстилки, ложа, циновки или носилки из органических материалов.

Рис. 06, 06 а. курганы

Скифские курганы. Среди всех степных курганов своей величиной и богатством погребений выделяются скифские курганы. В IV в. до н.э. скифы, как правило, сооружали курганы в местах своего проживания, в степной зоне, поэтому эти величественные памятники древней истории нашего края нередко также называют «степными пирамидами». Они располагались на высоких водораздельных участках, где со временем возникали целые курганные некрополи (от греческого necropolis - «город мертвых»). Они, как правило, состояли из нескольких больших насыпей и многих курганов среднего и небольшого размеров. Такие могильники принадлежали определенным родовым группам, кочевья которых проходили через эти земли. Выделяют целые курганные группы, а территорию археологи называют скифским курганным полем.

«Степные пирамиды» дают наглядное представление о многогранной жизни и сложной социальной структуре скифского общества. На протяжении V-IV вв. до н.э. значительно изменилось устройство гробниц: вместо грунтовых ям стали сооружать подземные помещения - катакомбы, которые состояли из глубокой (более 12 м) входной ямы и боковой погребальной камеры, вход в которую закрывался каменным или деревянным заслоном (иногда даже разобранными колесницами).

После смерти царя рыли большую четырехугольную могилу, а покойника бальзамировали, заполняли пустоты ароматическими травами и намазывали труп воском. Умершего царя на траурной колеснице возили по всем подвластным племенам, а скифы в знак траура отрезали себе часть уха, расцарапывали рот, нос, протыкали стрелами левую руку. После похорон над могилой насыпали курган, стараясь сделать его как можно выше. Скифы верили в загробную жизнь, поэтому вместе с царем хоронили одну из его жен, виночерпия, повара, конюха, слугу, вестника, коней, отборный скот и зарывали золотые сосуды. Через год вокруг кургана расставляли 50 чучел из княжеских коней и прикрепляли к ним убитых слуг.

6 категорий скифских курганов. Скифские курганы IV в. до н.э. по высоте условно можно разделить на шесть категорий, в которых, безусловно, нашла свое отражение социальная иерархия скифского общества. Курганы высотой до 1 м принадлежат скифам-общинникам, высотой 1,5-3 м – зажиточным скифам, высотой 3-5 м – родовым старейшинам, высотой 5-7,5 м – скифским номархам (правителям областей), высотой 7,5-11 м – высшей скифской аристократии, высотой 14-21 м – скифским царям и членам царской семьи.

Крупнейшие курганы с царскими захоронениями – Солоха, Чертомлык, Огуз, Александропольский курган – достигают в высоту 18-21 м, в диаметре 100 и более метров.

Также отдельные курганы со скифскими захоронениями царского уровня, датируемые тем же временем, находятся на Нижнем Дону (курган 8 в группе Пять братьев) и на Керченском полуострове в Крыму (Куль-Оба). Куль-обское погребение скифского «царя» в сопровождении «царицы» и слуги-оруженосца совершено в каменном наземном склепе со ступенчатым сводом греческого типа, фактически помещавшемся в толще курганной насыпи.

Погребальный инвентарь

Знатных скифов хоронили в богатом уборе - на них надевали массивные золотые шейные гривны (украшения в виде обруча с несомкнутыми или же запаянными концами), бусы, золотые серьги, браслеты. Одежда, головной убор, погребальное покрывало были обшиты золотыми бляшками с различными изображениями. В могилу воинов-мужчин обязательно клали большой набор оружия: железные мечи, украшенные золотом, копья, луки со стрелами в специальном футляре (горите), бронзовые панцири, пояса, шлемы.

Инвентари погребений скифских вождей и аристократов, помимо вещей собственно скифских типов, включают в себя многочисленные импортные изделия, среди которых выделяются шедевры античной торевтики[2], изготовленные, очевидно, по скифскому заказу или в расчёте на вкусы скифской знати. Это, в частности: золотой гребень из кургана Солоха со скульптурной сценой сражающихся скифов; электровый (Электр – природный или искусственный сплав золота и серебра) сосуд из кургана Куль-Оба с чеканной композицией, представляющей скифов в моменты врачевания и натягивания тетивы; серебряная с позолотой столовая амфора из кургана Чертомлык с чеканным изображением скифов, укрощающих коней; золотая пектораль из кургана Толстая могила с трёхъярусной композицией, включающей скульптурные изображения скифов, домашних и диких животных, грифонов и растений; четыре золотые пластины со сценами из жизни Ахилла, сделанные по одной и той же матрице и служившие обивкой футляров для лука скифского типа (Чертомлык, Восьмой Пятибратний, Мелитопольский и Ильинецкий курганы).

Когда умирал рядовой скиф, то покойника возили лишь к родным и близким, каждый из которых устраивал поминки. Этот обряд длился 40 дней, после чего происходили похороны. Курганы рядовых скифов - небольшие холмики, внутри которых вырыт колодец с катакомбой - нишей для покойника. Положенное с ним имущество обычно состояло из оружия: лука, колчана со стрелами, копья, дротика и меча.

Скифское оружие.Наибольшую изобретательность создатели скифской культуры проявили в разработке наступательного и оборонительного вооружения. Экипировка скифских воинов была достаточно сложна и находилась в прямой зависимости от возраста, социального положения, достатка и т.д. Большую часть своей жизни скифы проводили в походах и сражениях. Это обстоятельство заставляло их постоянно совершенствовать свое оружие. Вооружение скифского воина состояло из копья, короткого меча (акинака), кинжала, боевого топора (сагариса), дротиков, лука с отравленными стрелами.

Рис. 07, 07а-и. Вооружение воина.

Мечи. Широко распространились кинжалы скифского типа – акинаки. Мечи чаще были короткими, колющими, но известны и длинные колюще-рубящие мечи. Рукоять типичного скифского акинака изначально имела навершие в виде поперечного бруска с чёткими углами, но со временем стали более популярны овальное навершие и навершие в виде встречных волютообразных выступов, в том числе когтевидных или в виде голов хищных птиц. Перекрестье было почковидное, бабочковидное или треугольное. Акинаки носили в деревянных ножнах, обтянутых кожей. Рукояти и ножны акинаков могли обкладываться золотыми пластинами и украшаться в скифском зверином стиле, а наиболее дорогие из них – также сюжетами и мотивами греческого и переднеазиатского искусства.

Рис. 08, 08 а-в Мечи

Боевой скифский топор (сагарис) упоминается в легенде о происхождении скифов, среди священных даров, которые упали с неба. Несколько сагарисов было найдено археологами в захоронениях знатных скифов. Чаще всего эти топоры имели узкое лезвие, круглую проушину и четырехгранный, или круглый обух-молоток. Иногда они украшались изображениями, выполненными в зверином стиле. В скифских захоронениях иногда встречаются клевцы - оружие в виде секиры с длинным клинкообразным обушком. Клевцы исползовались в ближнем бою для нанесения "клюющих" ударов по кольчуге или панцирю.

Рис. 09, 09 а-в. Боевой топор.

Булава. В захоронениях знатных скифов иногда встречаются булавы и шестоперы (разновидность булавы, у которой «яблоко» расщеплено на шесть «перьев»). Булава - самый древний вид холодного ударного оружия, состоящий из древка - рукоятки и массивного навершия в виде шара. В VIII-VII вв. до н.э. киммерийские и некоторые скифские воины использовали в ближнем бою каменные булавы и молоты - архаичное оружие предков. Но, вероятно, уже в то время у скифов появились и булавы с железными и бронзовыми навершиями.

Рис. 10. Булава.

Лук. Основным оружием дальнего действия у скифов был лук. Скифский лук известен в основном по описаниям античных авторов и по изображениям в древнегреческом, скифском и передневосточном искусстве; находки сохранившихся луков единичны в силу нестойкости органических компонентов. Короткий (длиной 0,6-1 м), выгнутый в двух местах, он состоял из нескольких деревянных пластин или прутьев, обмотанных корой, иногда со срединной костяной накладкой и с костяными или роговыми завершениями, с сухожильной тетивой. Универсальность скифского лука заключалась в том, что по существу он представлял собой «деревянную пружину» - механизм, в любую минуту практически готовый к бою. Его не приходилось натягивать с нуля - 80% энергии лука были уже «заряжены». Натянуть оставалось оставшиеся 20%. Это делало его незаменимым в бою, как для пешего, так и для конного воина. Поскольку для натяжения такого лука не требовалось большой мускульной силы, он был фактически главным оружием скифских легкоконных отрядов, состоявших из юношей, девушек и молодых женщин.

Рис. 11. Лук.

Стрелы (длиной 60-70 см) имели наконечники из бронзы (реже – из железа и кости); бронзовые наконечники были сначала двухлопастными (часто с шипом в основании пера на втулке), позднее – трёхлопастными, со временем – всё более легкими, узкими и длинными. Лук и стрелы скифы носили в горитах – специальных футлярах с отдельным карманом для стрел. Гориты изготавливались из деревянных тонких досок и покрывались кожей. Вдоль боков и низа для прочности размещались железные стержни. В VII-VI вв. до н.э. такие футляры распространились и среди народов, живших по соседству со скифами. Кроме горита скифские воины для ношения запаса стрел иногда пользовались колчанами. Горит или лук со стрелами скифские воины всегда носили на левом боку, прикрепляя их к поясу. Колчанные наборы скифов обычно состояли из 50-200 стрел. Многие воины, особенно дружинники и знать, имели по несколько колчанов. Бронзовые наконечники стрел «скифской» формы и соответствующий тип лука были для воина-всадника того времени оптимальным вариантом стрелкового оружия. Поэтому уже к концу VII в. до н.э. они были взяты на вооружение армиями переднеазиатских государств, куда скифы совершали свои набеги. Соответствующий опыт распространился также в Центральную и Западную Европу.

Рис. 12. Стрелы.

Рис. 12 а, б. Гориты.

Копье. Использовались копья длиной 1,7-2,2 м, изредка до 3 м. Их наконечники были железными, первоначально удлинённо-лавролистными, позднее более широкими листовидными. «Штурмовыми» копьями конный воин мог сражаться с конным противником, а также поразить пешего врага, вооруженного мечом или коротким копьем, оставаясь при этом вне пределов досягаемости. В бою короткое копье держали в одной руке, а длинное («штурмовое») брали обеими руками.

Рис. 13. Копья, дротики.

Дротики. Во время боя скифские воины также использовали дротики - короткие копья с металлическими остриями. В степных скифских захоронениях часто встречаются железные острия дротиков, с длинной втулкой и маленькой жалообразной головкой. Дротики использовались, главным образом, конными воинами в качестве метательного оружия. Железные наконечники дротиков имели короткое жаловидное перо на конце стержня, являющегося продолжением втулки. Нижний конец дротика оковывали железом, а его длина обычно равнялась длине копья.

Праща. Среди метательного оружия скифами часто применялась праща, состоящая из небольшого мешочка и двух присоединенных к нему ремешков. Раскрутив пращу и отпустив один из ремешков, воин посылал камень в цель с большой скоростью, а при наличии определенных навыков - с большой точностью. Опытные пращники могли нанести неприятельскому войску весьма ощутимые потери. Для ношения «боекомплекта», состоящего из круглых каменных ядер (чаще всего, диаметром 5-8 см) использовались специальные кожаные сумки. Их, как правило, носили через плечо, но возможно, могли также прикреплять и к кожаным поясам. Ремешки и сумки сохраняются плохо, археологи обычно находят в погребениях простых скифов-общинников лишь каменные ядра. Судя по этим находкам, праща не относилась в среде скифской знати и царских дружинников к числу почитаемых видов вооружения. Она считалась «оружием простолюдинов»…

Чешуйчатый панцирь. Чешуйки прямоугольной формы с прямым верхом и закругленным низом нашивались на кожаную основу - рубашку с короткими рукавами. Грудь защищалась пластинками достаточно больших размеров (эпистемой), плечи - пластинками меньших размеров (оплечье). Многие конструктивные особенности доспехов скифских воинов заметно отличали их от доспехов, распространенных в странах Средиземноморья и на Востоке. Например, скифские кожаные оплечия отличались от оплечий «греческого типа» тем, что закрывали не только плечо, но и предплечье. Кроме того, они имели оригинальную форму, которая повторяла в своей наспинной части форму лопаток. Спереди и сзади кожа оплечий была усилена и украшена большими металлическими плоскими пластинами в виде орлов, грифонов, оленей, а соединялись они при помощи ремешка на спине.

Шлем. Значительного развития достигло у скифов и защитное облачение. В бою широко использовались сложенные на кожаной основе из мелких металлических чешуек щиты, панцири, боевые пояса, шлемы и поножи (кнемиды). Металлические шлемы были известны скифам уже в VII в до н.э. В VII-VI вв. были распространены массивные литые шлемы кубанского (по месту большинства находок) или раннескифского типа. Они довольно точно передавали форму головы, имели горошковидную форму, небольшой вырез, окаймленный дугами-валиками, сходящимися к переносице, а также отверстия, предназначавшиеся для крепления нащечников. В V-III вв. до н.э. скифы пользовались греческими шлемами, большинство из которых принадлежали к аттическому типу. Однако в Скифии (особенно в IV-III вв. до н.э.) были распространены и коринфские, халкидские и фракийские шлемы.

Рис. 14,14 а.. Шлем.

Боевой пояс. Пояса с металлическим набором были изобретены скифами. В античной литературе они впервые упоминаются в VII в. до н.э. Весьма показательно, что в одном из мифов греческий герой Геракл отправляется за «волшебным поясом» в страну амазонок, которую античные авторы обычно помещали «в дебрях Скифии далекой». Он принадлежал царице амазонок Ипполите (по другой версии Антиопе) и делал ее «неуязвимой для любого оружия», ибо был подарен самим Аресом (Богом войны). В V-III вв. до н.э. боевые пояса использовались не только скифскими воинами, но и народами, жившими в Приазовье и на Кубани.

Поножи и наколенники. Основным видом ножных доспехов, использовавшихся в скифские времена, были бронзовые поножи античных типов. Кроме них применялись и наборные ножные доспехи - наголенники, набедренники и кожанные штаны, сплошь покрытые металлическим набором. Интересно, что в Греции и Македонии поножи были одной из составных частей защитного вооружения гоплита (тяжеловооруженного пешего воина), а в Северном Причерноморье поножи входили в состав вооружения конного воина. Знатные скифы и царские дружинники носили греческие поножи уже в V в. до н.э., но основная масса находок этого защитного вооружения относится к IV-III вв. до н.э. Для тех же целей, что и поножи употреблялись наколенники, набранные из отдельных металлических пластин так же, как и панцири. По всей видимости, этот вид защитного вооружения не имел широкого распространения, ибо до сих пор зафиксировано всего несколько находок наколенников в скифских курганах.

Рис 15. Поножи.

Весьма прогрессивным был и скифский комплекс конского снаряжения. Скифскими мастерами также изготовлялись средства для защиты головы и тела боевых лошадей. Средства защиты боевых лошадей появились у скифов одновременно с появлением тяжелой панцирной конницы - главной силы их войска. Большие массивные пластинчатые налобники, изготовленные из бронзы в технике литья, были известны еще в VIII-VII вв. до н.э. Они закрывали всю переднюю часть морды коня - от лба до ноздрей. Кроме декоративного, налобные пластины имели и защитное значение - предохраняли голову боевой лошади от стрел и копий. В позднескифские времена (ІІІ в. до н.э. - IV в. н.э) в связи с изменением военной тактики и введением конного боя на близком расстоянии изменяются вооружение воина и снаряжение коня. В конном бою решающим оружием становится длинный меч и копье с вытянутой листовидной формы пером. В снаряжение коня вводятся железные удила сарматского типа с кольцами, круглые флары, бляшки круглой формы, иногда покрытые золотой фольгой.

Рис. 16. Скифская культура. Конское снаряжение:– бронзовые удила; 2 – бронзовый псалий; 3 – костяной псалий с зооморфными окончаниями; 4 – железные удила; 5 – железные удила и псалии в рабочем состоянии; 6-8 – реконструкции различных вариантов снаряжения коня; 9 – наносники с зооморфными изображениями.

Рис. 16 а-в.

Изделия скифских мастеров-оружейников высоко ценились как на Западе, так и на Востоке. Известный римский историк Тацит (ок. 55 - ок. 120 гг. н.э.) скрепя сердце признавал, что вооружение степняков значительно превосходило по качеству римское.

 

Сосуды скифской культуры представлены прежде всего лепной керамической посудой и тарой. В основном это сфероподобные сосуды – кухонные горшки из грубой глины с примесями и черпаки. Бытует налепной и прочерченный линейный орнамент. Кроме того, в Скифию массово ввозилась античная гончарная керамика, в первую очередь амфоры. Известна также деревянная посуда – блюда, ритуальные полусферические чаши с золотыми обкладками и др. Интересны и металлические сосуды, представленные крупными бронзовыми котлами местного производства, привозными золотыми, серебряными и электровыми кубками, созданными главным образом в древнегреческих мастерских, но часто по скифскому заказу, о чём свидетельствуют изображённые на них сцены из местной мифологии или реальной жизни.

Рис. 17, 17 а-в. Сосуды

1. Сосуды и орудия труда скифской культуры и культур скифского облика: 1-7 – керамические сосуды; 8 – бронзовый котёл с зооморфными ручками; 9 – серебряная позолоченная столовая амфора из кургана Чертомлык; 10 – электровый сосуд из кургана Куль-Оба; 11 – железный нож; 12 – деревянный плуг; 13 – железный топор; 14 – железный серп.

Одежда. Мужчины, как правило, носили штаны-шаровары, рубахи и кафтаны-куртки, мягкие сапожки и остроконечные шапки-башлыки, женщины – длинные платья, башлыки или конические и усеченно-конические головные уборы. Одежда богатых людей могла быть обшита золотыми бляшками. Украшениями служили также бусы, височные привески и булавки, гривны и браслеты.

Рис. 18, 18 а. Одежда

Рис. Б, в. Украшения.

Дисковидные бронзовые литые зеркала входили в состав погребального инвентаря и являлись в скифской культуре не только предметом туалета, но и сакральным объектом (как и у древних греков). Самые ранние имеют с обратной стороны вид сковородки с поднятыми бортами. Ручка находилась в центре и представляла собой петельку или два столбика, увенчанных бляшкой. Затем появились зеркала с длинной боковой бронзовой ручкой и изображениями в скифском зверином стиле – так называемого «ольвийского типа» (в основном их производили в северопричерноморских античных городах, в первую очередь в Ольвии Понтийской). Ещё позднее распространились зеркала без бортиков, с боковыми рукоятями, похожими на рукояти скифских мечей, а также с прямоугольными костяными ручками. Наряду с зеркалами важными культовыми объектами являлись навершия ритуальных шестов. В основном они были бронзовые литые, с прорезными погремушками либо с подвешенными колокольчиками. Обычно навершия увенчивались головой или фигурой животного.

Рис. 19, 19 а. Зеркала.

Изобразительное искусство, при наличии геометрических и растительных мотивов, особенно знаменито своими зооморфными и антропоморфными образами. Прикладное зооморфное искусство скифской культуры представляет собой локальный вариант скифо-сибирского звериного стиля – одного из элементов «скифской триады». Это особое художественное направление в древнем прикладном зооморфном искусстве, характеризующееся на всем пространстве соответствующей культурно-исторической области – от Дуная до Южной Сибири – едиными чертами: унифицированным набором образов (копытные звери, хищные звери, птицы и фантастические (синкретические) животные) – в строго определённых позах и композициях, с использованием особых приёмов моделирования деталей. Данному художественному направлению свойственны специфические приёмы стилизации, в первую очередь акцентирование определённых деталей изображения в ущерб другим элементам (вероятно, в магических целях). Образы скифского звериного стиля украшают предметы вооружения и конского снаряжения, элементы одежды, навершия ритуальных шестов и т.д.

1. Скифская культура. Прикладное зооморфное искусство.

1, 2 – золотые бляхи щита или горита в виде оленя и кошачьего хищника; 3 – золотая бляха пояса в виде птицы; 4, 5 – бронзовые уздечные бляхи с изображениями лося и хищника, свернувшегося в кольцо; 6 – бронзовое навершие шеста с антропоморфным и зооморфными изображениями; 7 – бронзовая уздечная бляха в виде грифона; 8 – бронзовое навершие шеста в виде птичьей головы с дополнительными зооморфными образами; 9 – монументальная антропоморфная каменная скульптура.

 

В скифском искусстве отразились культ солнца и огня, а также трёхчастная концепция мироздания, традиционно подробно разработанная у иранцев (как и вообще у индоевропейцев). Кроме того, в основе звериного стиля, вероятно, присутствовали и более древние тотемические и магические представления, специфичные для каждого этноса в рамках скифо-сибирского мира (что связано прежде всего со спецификой природных условий и занятий населения на той или иной территории). Отсюда разнообразие предпочтений в выборе видов животных внутри четырёх названных типов персонажей. В то же время в подавляющем большинстве культур скифо-сибирского мира наиболее популярным был образ оленя.

Отличительной чертой скифской культуры, не свойственной остальным культурам скифо-сибирского мира, является наличие монументальной антропоморфной скульптуры. Это высеченные из камня изображения мужчины-воина (возможно, первопредка), первоначально предназначенные для установки на вершине кургана. К настоящему времени известно более 160 таких изваяний.

 

 

Происхождение савроматов. О происхождении савроматов существует легенда, переданная Геродотом. Воинственные женщины-амазонки были разбиты греками у реки Термидонт. Оставшихся в живых пленниц греки погрузили на три корабля и отправились с ними в обратный путь, на родину. В открытом море амазонки взбунтовались и перебили, греков. Однако выяснилось, что никто из женщин не может управлять кораблем. Несчастных женщин ветер и волны вынесли к северному побережью Меотиды (так греки называли Азовское море). Амазонки высадились на берег, перешли Танаис и разбили свой лагерь в трех днях пути от реки. В дальнейшем амазонки, захватив лошадей, стали совершать дерзкие набеги на скифов. Скифы, удивленные их мужеством, послали своих молодых людей познакомиться с амазонками и взять их себе в жены. Так и произошло, но амазонки отказались следовать за своими мужьями на старые стойбища скифов, наоборот, увели молодых скифов на новые земли и оставались жить отдельно. Образовавшийся новый народ был назван савроматы (что означает «женоуправляемые»).

Савроматы и родственные им сарматы превосходили скифов качеством оружия, широко применяли чешуйчатые металлические доспехи. Они стремительно бросались на врага в тесно сомкнутом конном строю и длинными пиками сметали все на своем пути. Савроматы господствовали на берегах Дона около 700 лет. Подобно скифам, они занимались земледелием и отгонным скотоводством, выгодно торговали хлебом с Римской империей, были полуоседлым населением.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АМАЗОНКАХ.Информацию о скифских амазонках содержат источники двух видов - письменные и археологические.

1. Нарративные источники. Об амазонках писали многие древние авторы - Геродот, Гиппократ, Лисий, Палефат, Страбон, Диодор Сицилийский, Помпей Трог, Плутарх и многие другие. Пересказывать каждого из них вряд ли стоит, тем более что некоторые сообщения повторяются в очевидно позаимствованном виде. Из описаний мы выберем наиболее интересную для нас информацию. Суть этого исторического явления античная литературная традиция передает в двух вариантах: 1. наиболее часто упоминаются представительницы воинственного племени - равные мужчинам, принимающие активное участие в военных походах, но до определенного времени - до замужества; 2. реже речь идет о царстве женщин-мужеубийц, где мужчин либо нет вовсе, либо они занимают подчиненное положение и используются лишь для продолжения рода. Амазонки - дочери бога войны Ареса и наяды Гармонии (Apoll. Rod. II, 990; Philostr. III), которые поклонялись Аресу - богу войны и Артемиде - богине охоты (Diod. II, 46). За счет добычи от своих походов царицы амазонок воздвигали храмы этим богам. Кроме того, они поклонялись Зевсу, Посейдону и Гефесту (Callisth. III, 25).

Происхождение и появление в Скифии. 1. Обитали амазонки, как сообщают несколько авторов, на северо-востоке Малой Азии (между городами Синопа и Трапезунт), в Каппадокии, на берегах речки Фермодонт у города Фемискира. 2. После битвы с греками корабли с плененными амазонками прибило к берегу Меотийского озера, у гавани Кремны - земле скифов. Сойдя на берег, амазонки отправились вглубь страны, захватили табун коней и стали грабить скифские земли. Через какое-то время они, наконец, стали лагерем. Сначала скифы принимали их за мужчин (Eust. Epiph. 653). А по прошествии некоторого времени, после сближения с молодыми скифами, они вместе ушли за Танаис, где стали называться савроматами (Herod. IV, 110-116).

Образ жизни и обычаи. Амазонки "ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях" (Нр., 24). Девочек с рождения "...приучали не к безделию или обработке шерсти, а к оружию, лошадям и охоте..." (Trog. I, 4, 10 - 11). Не обученные женским работам (Herod. IV, 114), они "...занимаются теми же делами, что и мужчины, не освобождаются от военной службы. Мужчины служат в пехоте и в сражении мечут стрелы, а женщины вступают в конные стычки и сражаются не железным оружием, а накидывают на врагов арканы и умерщвляют их затягиванием" (Mela I, 19, 114). Большую часть года девушки исполняют все работы сами - пашут, сеют, занимаются садоводством, ухаживают за своими стадами, в особенности, за лошадьми. Самые сильные из них, по утверждению Страбона, "занимаются главным образом охотой на лошадях и военными упражнениями" (Strab.). Часть описаний носит двойственный характер. В рассказе о скифах Помпей Трог, очевидно, имея в виду амазонок, писал, что "...доблестями мужей они прославились не более, чем женщин: в самом деле, сами они были родоначальниками парфян и бактрийцев, а жены их основали царство амазонок, так что, если разбирать подвиги мужчин и женщин, то останется неизвестным, который пол был у них славнее" (Trog. II, 1,2 - 4). Близкую, но еще менее ясную, информацию оставил и Николай Дамасский: "...У них женщины не менее воинственны, чем мужчины, и в случае надобности воюют вместе с ними. И поэтому амазонки чрезвычайно мужественны, так что некогда дошли походом до Афин и Киликии, так как жили рядом с этими млекоедами близ Меотийского озера..." (Nic. Dam. 3). Не безынтересен и еще один пассаж Помпея Трога. После смерти мужей "...Жены их, видя, что к изгнанию прибавилось сиротство, сами взялись за оружие и стали защищать свои владения сначала оборонительными войнами, а потом наступательными. ...Представляя единственный в своем роде для всех веков пример, они решились править государством без мужчин и даже с презрением к ним..." (Trog. II, 4). Паноплия. Вооружены они луком со стрелами, топором, дротиком и копьем. Кроме того, как рассказывал Помпоний Мела, амазонки и в бою, и на охоте ловко управляются арканом. Из защитного вооружения упоминаются только небольшие легкие щиты в форме полумесяца.

Облик и одежда. Александр Македонский в письме матери писал, что "...амазониды, значительно превосходящие ростом прочих женщин, отличающиеся красотою и здоровьем, ... сообразительностью и остроумием..." (Callisth.III, 27). А Диодор Сицилийский отмечал отличную силу, ум, военные таланты и красоту этих женщин (Diod. II, 44, 45; XVII, 77, 2). Несколько противоречива информация относительно одежды воинственных дев. Так, по Геродоту, амазонки носили мужскую одежду (Herod. IV, 116), при этом она была цветной (Callisth. III, 27). Из шкур диких зверей они изготовляли себе шлемы, плащи и пояса (Strab. V, 1). У Евсевия Иеронима, в отличие от предыдущих авторов, амазонки "...с выставленной на показ грудью и голыми руками и коленами, вызывающие на состязание сладострастия идущих против них мужчин" (Hier. II, 37). А Палефат в книге "О невероятном" утверждает, что они "...носили хитоны до пят, а на головах - митры..." (Palaeph. XXXII).

Замужество. Замуж девушки могли выйти, как сообщает большинство древних авторов, только после того, как убьют трех врагов. Некоторые так и доживают до старости в девичестве, потому что не смогли выполнить этого требования. А, выйдя замуж, амазонка по сведениям Гиппократа "перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход".

2. Археологические источники. К числу этих источников отнесены погребальные комплексы и произведения античного искусства. Археологические материалы свидетельствуют о том, что в скифское время погребения женщин с оружием достаточно широко распространены по всей территории юга Восточной Европы. По отношению к общему числу скифских погребений с оружием могилы женщин-воительниц составляют четвертую часть (Бунятян. 1982). А это значит, что каждым четвертым воином у скифов Северного Причерноморья была женщина. Археологические источники молчат о том, каким кумирам поклонялись амазонки. Но свидетельствуют о социальном расслоении (в письменных источниках упоминались только царицы). Об этом говорят различия в размерах погребальных сооружений и ассортименте сопутствующего инвентаря. В большинстве же это были представительницы так называемого среднего сословия (Фиалко. 1991).

Происхождение и появление в Скифии.

1. Что касается первоначального обитания амазонок, то считается, что город Фемискира находился в Малой Азии, при устье реки Фермодонт (или Термодонт по другим источникам), которая отождествляется с рекой Терме-Чай, впадающей в Черное море.

2. Территориально могилы вооруженных женщин V - середины IV в. до н.э. в Понтийских степях распадаются на три основных скопления. Значительная их часть сосредоточена в северо-западном Приазовье - в низовьях реки Молочной (недалеко от гавани Кремны); небольшая группа локализуется в левобережье Нижнего Днепра; а наибольшее скопление концентрируется вдоль правого берега Днепра, на участке от нижней кромки порогов до устья реки Базавлук (Фиалко. 1991, рис. 7). Много погребений вооруженных женщин этого периода известно и в Подонье (Смирнов. 1964; Мирошина. 1990).

Ассортимент оружия ограничен. Практически каждая амазонка имела лук с набором стрел, кроме того, у многих было копье или дротик (или то и другое вместе). Железные мечи встречены только в трех могилах. Не было у них и защитного доспеха, равно как и боевых поясов. Такой набор оружия и отсутствие защитного облачения, скорее всего, свидетельствуют о том, что женщины принимали участие в легко вооруженных отрядах кавалерии. В то же время, ни разу вооруженную женщину не похоронили вместе с боевым конем. И только в одном погребении найдены металлические детали конской уздечки.

Облик и одежда. Антропологические исследования не дали каких-либо сведений о росте и физической силе амазонок. Антропологический тип их не отличен от остального населения Скифии, никак не выделялся и обряд захоронения. Об облике амазонок позволяют судить произведения античного искусства. Изображенные в камне - в статуях или на барельефах храмов - амазонки, как правило, молоды, с развевающимися длинными волосами либо в легких шлемах, в коротких полупрозрачных одеяниях греческого типа. В вазовой живописи они ближе персонажам Геродота, одетым в мужской "персидский" костюм. Как правило, это юная дева в мужском наряде - одежда (кафтан и узкие штаны с лампасами) облегает стройную фигуру; ступни ног либо босые, либо в мягких коротких сапожках (скификах); на голове мягкая шапочка в форме колпака, иногда со свисающими сзади и по обеим сторонам защитными "клапанами". И всегда с оружием - либо это лук и колчан со стрелами, либо копье или дротик. Часто присутствует на рисунках и щит, обычно овальной формы. Чаще встречаются изображения сражающихся амазонок, как в конном, так и в пешем бою. Но достаточно много и статичных изображений вооруженных дев рядом с конем или грифоном, а иногда и просто их голов.

Возраст. Вооруженные женщины не составляли единой возрастной группы - их возраст колебался от 16 до 60 лет. Но все же половина из них - молодые женщины 25-35 лет. Захоронения практически всегда были одиночными. Лишь в четырех могилах рядом с молодой женщиной был похоронен грудной ребенок. При этом десятая часть погребенных женщин с оружием - шестидесятилетние (для скифской эпохи это более чем преклонный возраст) и, судя по наличию оружия, незамужние. Возможно, подобная ситуация отражала относительно спокойный период скифской истории, во время которого не представлялось возможности проявить себя в бою и убить врага.

Термин "савроматская культура" традиционно применяют к кочевническим памятникам скифского облика в рамках следующего ареала: междуречье Нижнего Дона - Нижней Волги, Заволжье, Северный Прикаспий и степи Приуралья. Дата савроматской археологической культуры: рубеж VII-VI - IV вв. до н.э. Данная культура постепенно уступила место в IV - н. III в. до н.э. возникшей в ее недрах сарматской культуре.

 

 

Основными памятниками, дающими информацию о сарматской культуре, являются погребения, поскольку собственно сарматские стационарные поселения пока не обнаружены; вместе с тем на Кубани известны вероятные меото-сарматские городища. Погребения же весьма многочисленны. Это трупоположения под курганами (высота 1 м, редко до 3 м, диаметр 8-20 м) или изредка в естественных холмах (на Волге). Покойные лежат вытянуто на спине, реже на боку, их руки и ноги чаще параллельны, иногда руки помещаются на тазовых костях или под ними, а ноги лежат ромбом или же одна нога согнута в колене. Ориентированы погребённые в ранний период в основном головой на юг (с небольшими отклонениями к западу или к востоку), позднее – большей частью на север. Хоронили чаще в узких прямоугольных могилах, перекрытых досками и хворостом. Стены могил могли иметь опоры для перекрытия – «заплечики». Также типичны могилы с обширными подбоями. Известны и катакомбы. В подбойных и катакомбных могилах вход в саму погребальную камеру закрывали досками или заваливали камнями. Погребенных клали на подстилку из органики, реже – на деревянные носилки или в деревянные решётчатые гробы, детали которых скреплялись с помощью шипов. Иногда погребённые лежали на ложе, оставшемся от погребальной колесницы, на которой доставляли покойного; сама колесница в процессе захоронения разламывалась, а её детали клали в погребение. В могилы клали символы огня – угольки (или их заменители – мел, гипс, реальгар, красную охру).

В качестве основного погребального инвентаря следует выделить оружие, встречающееся как в мужских, так и в женских могилах. Очень часто в погребения клали переднюю ногу барана, реже обнаруживаются кости лошади. Важнейшие элементы материальной культуры сарматов реконструируются главным образом по материалам погребений.

Вооружение сарматов вначале было сходно со скифским и савроматским, но со временем модифицировалось, отражая прежде всего совершенствование конного боя. При этом увеличивалась массивность наступательного вооружения. Именно в сарматский период бронзовые втульчатые наконечники стрел постепенно сменяются железными черешковыми. Копья также имеют железные наконечники, которые постепенно становятся всё более массивными и длинными; удлиняются и древки копий, в результате чего копья достигают трёх и более метров, что повышает их эффективность в конном бою. Кинжалы и мечи были железными, первоначально с узким серповидным или ломаным, реже прямым навершием и прямым перекрестьем. Появились всаднические мечи: длинные, с прямым перекрестьем в виде узкого бруска. Затем распространились мечи с кольцевидным навершием, а ещё позже – с рукоятью-штырём без металлического навершия и металлического перекрестья. Некоторые мечи были сформированы сваркой внахлёст; шире практиковалась цементация. По-прежнему использовались железные чешуйчатые панцири.

В конском снаряжении сначала господствовали железные удила скифского типа и железные псалии – С-видные или прямые стержни с двумя отверстиями. Затем появились железные удила с дополнительными кольцами, которые вращались свободно, а к ним крепились ремни оголовья и повод.

С III в. до н.э. до I в. н.э. были популярны богатые наборы сбруи с серебряными круглыми или полушарными бляхами – фаларами, украшенными растительными, зооморфными или мифологическими сюжетами.

 

Сарматская культура: 1-3 – железные мечи; 4 – бронзовый наконечник стрелы с втульчатым креплением; 5 – железный наконечник стрелы с черешковым креплением; 6 – костяной наконечник стрелы с черешковым креплением; 7 – костяная концевая накладка на лук; 8, 9 – керамические сосуды; 10, 11 – бронзовые котлы; 12 – изображение конного боя на серебряном кубке; 13 – железные удила с кольцами и зажимами для крепления оголовных ремней; 14, 16 – серебряные конские украшения (фалары) с зооморфными изображениями; 15 – реконструкция снаряжения коня; 17 – золотая обкладка рукояти железного кинжала с зооморфными изображениями (инкрустация бирюзой и сердоликом)

 

Самым массовым археологическим материалом савроматской культуры является керамика. Выделяется несколько основных форм глиняной посуды. Наиболее распространенными были баночные сосуды с прямыми или немного выпуклыми боками, широко известные на этой территории еще в эпоху бронзы. Наряду с ними существовали горшки (т. е. сосуды с шейкой и венчиком) различной формы. Многие сосуды были снабжены носиками-сливами и ручками. В Приуралье наряду с описанными широко применялись плоскодонные сосуды с шаровидным туловом и узким цилиндрическим горлом. Поверхность сосудов украшена узорами, которые ведут свое начало от орнамента срубной культуры: ряд ямок под венчиком, насечка ногтем, выдавленные изнутри бугорки. Наряду с глиняной посудой применялись и литые бронзовые котлы, предназначавшиеся для варки мяса. Возможно, они имели ритуальный характер.

 

Среднеазиатские (Приаралье, Семиречье, Памир, Тянь-Шань) и центральноказахстанские памятники скифо-сибирского типа так или иначе связаны с известными по древнеперсидским и древнегреческим источникам саками и массагетами, а также, возможно, с исседонами.

 

 

Античные колонии и важнейшие памятники скифской археологической культуры и культур скифского облика на территории Северного Причерноморья и Северного Кавказа.

а – курганы и курганные группы; б – городища; в – античные города.

(Открыть рис. в новом окне)

ских степей, а иногда также полуосёдлым и даже оседлым народам. Не случайно древнеримский автор Плиний Старший в I в. н.э. отмечал, что «название “скифы” постоянно переходит на сарматов и германцев» (Естественная история, IV, 81. Пер. М. В. Скржинской).

 

 

Как уже было сказано, начало эпохи железа в Восточной Европе связано именно с развитием киммерийской и скифской культур. Первоначально, до возникновения Каменского городища, основная масса металлических орудий, оружия и уздечных элементов производилась для киммерийцев и скифов осёдлыми ремесленниками лесостепи и Северного Кавказа: именно там в VI-V вв. до н.э. были центры добычи и обработки железа и бронзы (в частности, Вельское городище). С появлением осёдлости у скифов в северопричерноморской степи началось бурное развитие металлургии. Основные центры – Каменское и Елизаветовское городища – вместе с лесостепными мастерскими снабжали округу всем необходимым.

Изобразительное искусство, при наличии геометрических и растительных мотивов, особенно знаменито своими зооморфными и антропоморфными образами.

 

Прикладное зооморфное искусство скифской культуры представляет собой локальный вариант скифо-сибирского звериного стиля – одного из элементов «скифской триады». Это особое художественное направление в древнем прикладном зооморфном искусстве, характеризующееся на всем пространстве соответствующей культурно-исторической области – от Дуная до Южной Сибири – едиными чертами: унифицированным набором образов (копытные звери, хищные звери, птицы и фантастические (синкретические) животные) – в строго определённых позах и композициях,

 

(323/324)

Скифское искусство:

1, 2 – золотые бляхи щита или горита в виде оленя и кошачьего хищника; 3 – золотая бляха пояса в виде птицы; 4, 5 – бронзовые уздечные бляхи с изображениями лося и хищника, свернувшегося в кольцо; 6 – бронзовое навершие шеста с антропоморфным и зооморфными изображениями; 7 – бронзовая уздечная бляха в виде грифона; 8 – бронзовое навершие шеста в виде птичьей головы с дополнительными зооморфными образами; 9 – монументальная антропоморфная каменная скульптура.

(Открыть рис. в новом окне)

(324/325)

с использованием особых приёмов моделирования деталей. Данному художественному направлению свойственны специфические приёмы стилизации, в первую очередь акцентирование определённых деталей изображения в ущерб другим элементам (вероятно, в магических целях). Образы скифского звериного стиля украшают предметы вооружения и конского снаряжения, элементы одежды, навершия ритуальных шестов и т.д.

 

В данном искусстве отразились культ солнца и огня, а также трёхчастная концепция мироздания, традиционно подробно разработанная у иранцев (как и вообще у индоевропейцев). Кроме того, в основе звериного стиля, вероятно, присутствовали и более древние тотемические и магические представления, специфичные для каждого этноса в рамках скифо-сибирского мира (что связано прежде всего со спецификой природных условий и занятий населения на той или иной территории). Отсюда разнообразие предпочтений в выборе видов животных внутри четырёх названных типов персонажей. В то же время в подавляющем большинстве культур скифо-сибирского мира наиболее популярным был образ оленя.

 

Отличительной чертой скифской культуры, не свойственной остальным культурам скифо-сибирского мира, является наличие монументальной антропоморфной скульптуры. Это высеченные из камня изображения мужчины-воина (возможно, первопредка), первоначально предназначенные для установки на вершине кургана. К настоящему времени известно более 160 таких изваяний.

 

Религиозно-мифологические представления скифов реконструируются преимущественно по древнегреческим письменным данным – в первую очередь по свидетельствам Геродота, который воспроизвёл некоторые мифологические предания скифов и описал скифский пантеон, практику жертвоприношений и ритуал гадания; исследователи также используют параллели в древнеиранских и древнеиндийских священных текстах. Собственно археологические материалы – произведения изобразительного искусства, погребальные комплексы и т.д. – позволяют говорить о культе предков и героев, солнца и огня, змееногой хтонической богини, возможно, о пережитках тотемизма.

 

Внезапная гибель «Великой Скифии» и соответствующее исчезновение скифской археологической культуры в степи и лесостепи Северного Причерноморья в начале III в. до н.э. были, очевидно, вызваны в первую очередь истребительной экспансией сарматов с востока в Северное Причерноморье в течение III-II вв. до н.э., о чём свидетельствуют, с одной стороны, античные письменные данные, с другой – следы соответствующих разрушений на поселениях скифов и связанных с ними народов.

В науке существует и иная, менее обоснованная с точки зрения письменных источников версия гибели «Великой Скифии» – вследствие краха скифского кочевого скотоводства из-за предполагаемой аридизации северопричерноморских степей, вызванной объективными климатическими изменениями или чрезмерной эксплуатацией пастбищ.

Остатки скифского населения сконцентрировались на Нижнем Днепре и в Крыму, где сформировалась так называемая позднескифская археологи-

(325/326)

ческая культура конца III в. до н.э. – рубежа III-IV вв. н.э., находившаяся под сильным сарматским и античным влиянием и отличающаяся от предшествующей скифской рядом особенностей и в первую очередь – полным отсутствием «скифской триады» (см. ниже) 1. [сноска: 1 Ещё один массив скифов, судя по античным письменным данным, после сарматского нашествия локализовался в Нижнем Подунавье. Однако археологические памятники данного региона по своему типу существенно отличаются от памятников позднескифской культуры.]

 

«Савроматская» культура. ^

 

Термин «савроматская культура» традиционно применяют к кочевническим памятникам скифского облика в рамках следующего ареала: междуречье Нижнего Дона – Нижней Волги, Заволжье, Северный Прикаспий и степи Приуралья. Время существования «савроматской» археологической культуры: рубеж VII-VI – IV вв. до н.э. Данная культура постепенно уступила место в IV – начале III в. до н.э. сарматской культуре, возникшей в её недрах.

 

Этноним «савроматы», известный по античным источникам, в применении к данной археологической культуре служит условным общим названием для всей группы ираноязычных европеоидных кочевников указанного ареала, объединённых сходной материальной культурой и родством языков. При этом собственно исторические савроматы (т.е. известные по письменным источникам) – это лишь западная часть «савроматской» археологической культуры, этнически связанная с более восточными её районами.

 

Хозяйство создателей культуры – кочевое скотоводство по стабильным маршрутам, с постоянными «зимниками» и «летниками». Соответственно культура известна в основном по погребениям, сходство которых и стало основным критерием выделения «савроматской» культуры.

 

Захоронения совершались в курганах с земляной насыпью (в восточных районах в конструкции насыпи иногда использовался и камень). Хоронили в основном в ямах, в том числе с «заплечиками» (выступами-упорами для перекрытия), а в Южном Приуралье – также в катакомбных и подбойных могилах. Ямы могли перекрываться настилом из дерева или камыша, могли также содержать деревянные клети из двух-трёх рядов брёвен. Господствует трупоположение, погребённые в основном лежат на спине, иногда с руками на поясе или на бёдрах, с ориентировкой чаще на запад, реже – на восток или на юг.

(327/328)

 

Инвентарь мужских погребений составляли мечи и стрелы, уздечный набор, изредка копья. В инвентарь многих женских погребений также входили мечи, чем подтверждаются данные античных источников об участии молодых савроматок в боевых действиях, а также украшения, зеркала, каменные блюда и столики-алтарики и костяные ритуальные ложечки. Встречаются в погребениях и орудия труда: железные ножи, пряслица, костяные проколки.

Для всех погребений характерна напутственная пища – туши обезглавленных баранов. Значительную роль в погребальном обряде играл культ огня: сожжение надмогильных сооружений, разведение кострищ над могилами или засыпание их горящими углями, вследствие чего погребённые сильно обгорали. Часто эти действия заменялись помещением в могилы отдельных угольков или подсыпкой мела, охры или серы, а также оранжевых и красных кристаллов реальгара (моносульфид мышьяка).

Ведущие формы материальной культуры. Савроматское оружие очень близко скифскому. Мечи и кинжалы – тех же типов, что и у скифов, но при этом здесь были особенно популярны акинаки с навершием рукояти в виде двух выступов-когтей. Многочисленные наконечники стрел подобны скифским, однако при господстве втульчатых наконечников из бронзы здесь встречаются и отдельные черешковые.

В конском снаряжении у савроматов также много общего со скифами. Существенным отличием было широкое распространение уздечных привесок-амулетов из клыков кабана.

Савроматские керамические сосуды были груболепными, сделанными без гончарного круга, баночных, шаровидных и яйцевидных очертаний. Керамика в основном плоскодонная, однако в Приуралье изготавливались и круглодонные сосуды, часто с примесью талька в тесте. Бронзовые сосуды представлены двуручными рюмкообразными котлами на высокой ножке. Известны и ритуальные деревянные чаши с золотыми обкладками.

Многочисленны предметы культа, обереги и туалетные принадлежности: каменные алтарики на ножках, костяные и роговые ритуальные ложки, клыки, костяные блюда, костяные пластины. Все они, равно как и золотые обивки чаш, бронзовые уздечные бляхи, навершия акинаков часто украшены изображениями в зверином стиле скифо-сибирского типа. Данный стиль в «савроматской» культуре имеет некоторые локальные особенности. Так, излюбленный у скифов образ – олень – здесь встречается не столь часто или же сливается с иными образами, прежде всего с образом лося. Среди копытных наряду с лосем популярен совершенно нехарактерный для скифов образ двугорбого верблюда. Но наиболее распространён здесь образ волкоподобного хищника.

Савроматская культура. Ведущие формы изделий «савроматской» культуры 1-4 – железные акинаки; 5 – железный наконечник копья; 6 – бронзовый крючок для крепления колчана к поясу; 7-12 – бронзовые наконечники стрел с втульчатым и черешковым креплением; 13 – клык кабана с зооморфными завершениями (налобная конская подвеска); 14 – реконструкция снаряжения коня; 15 – железные удила и псалии; 16 – изображение хищника на роговой пластине; 17 – бронзовая подпружная бляха с изображением борющихся верблюдов; 18, 19 – ритуальные костяные ложечки с зооморфными изображениями; 20 – бронзовое зооморфное навершие; 21, 22 – керамические сосуды; 23 – бронзовый котёл; 24 – каменный алтарик с зооморфными ножками; 25 – деревянная чаша с золотыми обивками в форме медведя