Методы анализа документальных источников

Ни одно сколько-нибудь серьезное исследование социаль­ной жизни не может обойтись без привлечения документов как источников эмпирической информации.

Без преувеличения можно сказать, что использование доку­ментов является обязательным правилом в любом социологи­ческом исследовании. Даже при проведении сугубо прикладных и краткосрочных экспресс-опросов социолог должен использо­вать статистические материалы для проектирования выборочной совокупности. В силу того, что работа с документами играет чрезвычайно важную роль в социологической науке, способы поиска и отбора документов, формирования документальной базы исследования, методы их анализа выделились в отдельный раздел в системе методов получения эмпирической информации. Методы анализа документов по своей популярности и значимости уступают только методам опроса, а в некоторых направлениях социологии (например, промышленная социология, социально- профессиональная мобильность, маргинализация) являются преобладающими.

Объективные факторы широкого использования документаль­ных сведений в социологии состоят в следующем.

1. Какие бы сферы социальной жизни ни изучал социолог, он никогда не сможет составить о них адекватного, целостного представления, если не привлечет к анализу документальные материалы.

2. Сведения, содержащиеся в документах, иногда могут дуб­лировать эмпирические данные, полученные другими методами. Поэтому они могут служить средством контроля их достовер­ности.

3. Информация, полученная из документальных источников, как правило, может выявить такие стороны исследуемых процес­сов, которые оказываются недоступными для других средств.

Сам термин «документ» определяется в специальных норма­тивных актах как средство фиксации каким-либо способом информа­ции о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека на специальных (в социоло­гии — на любых) материальных носителях. В качестве документов могут выступать: рукописный, машинописный или печатный текст, стенограмма, магнитофонная запись, фотографии, рисунки, кинофильмы, видеозаписи.

Документы можно классифицировать по разным основани­ям. При этом главным критерием является форма, в которой фиксируется в нем информация, и его достоверность. Именно от формы документа зависит, для каких целей он может быть использован.

В зависимости от способа фиксации информации различают документы:

письменные — все виды печатной и рукописной продукции (книги, письма, пресса, статистические и другие фактогра­фические издания);

фонетические, то есть рассчитанные на слуховое восприятие (радио-, граммофонные, магнитофонные, лазерные и компью­терные аудиозаписи);

иконографические, то есть воспринимаемые визуально (видео-, фото-, кинодокументы, картины, гравюры).

В зависимости от статуса источника документы делятся:

• нанеофициальные, созданные отдельными неофициальными ли­цами. Иначе они называются еще документами личного про­исхождения (в отличие от личных документов, которые, как правило, являются официальными и удостоверяют личность их владельца). К ним относятся личные письма, семейные альбомы, дневники, то есть все то, что фиксируется частными лицами по собственной инициативе;

• на официальные, созданные юридическими или официальными (должностными) лицами государственных или общественных организаций, оформленными и удостоверенными надлежащим образом. Например, в учреждении к официальным документам относятся: 1) текущая, входящая и исходящая документация; 2) документы периодической отчетности — месячные, квар­тальные, годовые справки, отчеты; 3) ведомости; отчеты, об­зоры, доклады, не являющиеся периодическими; 4) архивные документы постоянного и временного хранения.

С точки зрения мотивации создания документы делятся:

• наспровоцированные (заданные), то есть такие, которые появились как результат выполнения каких-либо заданий. Например, сочинения школьников на заданную тему, видеоролики, при­сланные на конкурс «Сам себе режиссер», отклики (письма, телефонные звонки) на какой-либо конкурс;

• нанеспровоцированные (самопроизвольные), созданные вне за­висимости от каких-либо стимулов. К ним относятся все документы личного происхождения: письма и обращения в различные инстанции, СМИ, личная переписка, дневники, мемуары, заметки на полях книг.

По критерию опосредованности документы бывают:

первичные, созданные непосредственным участником или очевидцем события (для неофициальных документов), или основополагающие официальные (государственные законы, приказы);

вторичные, созданные на основе обобщения первичных. К ним относятся обзоры, реферативные издания, аналитические справки.

По критерию авторства документы делятся на индивидуальные, созданные одним автором, и коллективные, созданные несколь­кими авторами или группой.

Необходимая документальная база социологического исследо­вания (количество, номенклатура, виды привлекаемых к анализу документов) определяется проблемой, объектом, предметом и задачами исследования, а также ресурсными возможностями самого исследователя.

Методы анализа документальных источников делятся на две основные группы: неформализованные (традиционные, качест­венные) и формализованные (качественно-количественные, из которых главным является контент-анализ).

Неформализованные методы анализа содержания документов представляют собой обычное «понимающее» восприятие текста (изображения, звука) и интерпретацию его смысла на основе общих логических правил с учетом критериев, обусловленных задачами исследования. Они основываются на механизме глубо­кого понимания текста, направленного на интерпретацию сути информации, содержащейся в документах. Эти методы можно подразделить на внешние (проверка подлинности документа, анализ исторического контекста документа и тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению) и внутренние (чтение содержания документа, выявление социальных факторов, обу­словивших его появление).

Такой анализ неотделим от личности исследователя, поэто­му его результаты радикально зависят от уровня знаний, про­фессионализма, интуиции и способностей исследователя, его психологических особенностей и мировоззренческих позиций, его эмоционального состояния. Легко понять, что качест­венный анализ заключает в себе потенциальную возможность субъективных смещений в восприятии и интерпретации доку­ментов. Причинами таких смещений могут быть:

• психические особенности исследователя (устойчивость вни­мания, памяти, утомляемость);

• неосознаваемые защитные психические реакции на содержа­ние документов (выделение «приятных» и пропуск «непри­ятных» фрагментов);

• большие объемы анализируемых документов (эффект «замыливания» внимания с ростом объема документов).

Именно с целью преодоления таких смещений, снижения уровня субъективизма начали разрабатываться приемы формали­зованного (стандартизированного) анализа документов. Важной предпосылкой их развития стала усиливающаяся информатиза­ция общества, увеличение численности источников и объемов информации, развитие средств коммуникации и связанная с ней массовизация информационных процессов, что вызвало необхо­димость анализировать большие объемы циркулирующей в обще­стве информации. Поэтому методы формализованного анализа содержания документальных источников впервые возникли в сфере исследований средств массовой коммуникации, и в первую очередь — газет и журналов. Разработанный в результате метод контент-анализа первоначально использовался для исследования средств массовой информации. Однако постепенно он получил распространение и стал использоваться для анализа всех видов документов. Выявились и его ограничения. В частности, стало ясно, что его применение имеет смысл и дает эффект лишь в том случае, если:

• объект исследования представлен большим объемом одно­родных документов;

• важные для целей исследования элементы содержания встре­чаются в документах с достаточной частотой.

Выявились и те принципы, которым по необходимости дол­жен удовлетворять метод контент-анализа. Это объективность, систематичность и обобщенность.

Принцип объективности означает независимость идентифика­ции элементов содержания и последующей их классификации от субъективного мнения аналитика. Объективность обеспечивается скрупулезно точным и максимально однозначным определением категорий и единиц анализа, чтобы разные аналитики, применяя эти единицы к одинаковому содержанию, получали бы одина­ковый результат.

Существуют способы контроля достоверности результатов контент-анализа. Например, контроль «в две руки». Один и тот же документ анализируется двумя кодировщиками, а получен­ные результаты сравниваются. Если расхождения не превышают 5%, считается, что методика устойчива и ее можно использовать в дальнейшем. Однако полной формализации поддается суще­ственно меньшая часть содержания документальной информа­ции. Поэтому самый надежный способ получения достоверных результатов контент-анализа — привлечение к этой процедуре квалифицированных сотрудников, способных творчески, а не механически выполнять свою работу.

Принцип систематичности состоит в том, что весь привле­ченный к анализу массив документов обрабатывается по единой методике. Не допускается привлечение к анализу близких по со­держанию текстов различных методических средств, произвольное исключение из анализа каких-либо элементов содержания.

Обобщенность как принцип контент-анализа означает не­обходимость использования не только прямой информации, содержащейся в тексте, но и тех сведений, которые дают пред­ставление о сопутствующей ему внетекстовой реальности. Есть три возможности обеспечения этого принципа: первая — ре­конструкция полного содержания на основе самого документа; вторая — реконструкция стратегии коммуникатора (автора текс­та), его целей, предлагаемых им ценностей, моделей решения проблем; третья — реконструкция обобщенного портрета по­лучателя информации, потребностей, интересов, предпочтений аудитории изучаемого средства информации. Все три возмож­ности используются совместно. Таким образом, обеспечивается получение многоаспектной картины реальности. Этот принцип может потребовать привлечения других социологических методов (например, опроса аудитории).

Процедура (алгоритм) контент-анализа заключается в обос­новании номенклатуры и объема изучаемых документальных источников, формулировании определенных содержательных единиц и их классификации в соответствии с целями иссле­дования, подсчете частот их реального наличия в выделенном объеме документальных источников.

Критерии отбора документов для проведения процедуры кон­тент-анализа определяются целями исследования. Если критери­ям соответствует небольшое количество документов, то все они включаются в документальную базу исследования. Если их очень много, проводится их выборка по общепринятым в социологии правилам.

В практике сложился ряд устойчивых стандартных единиц контент-анализа. К их числу относятся:

• отдельное слово. В качестве таких слов могут использоваться слова-символы: имена политических деятелей и институтов, названия стран и областей, слова, обозначающие политические акты и состояния (война, реформа, кризис), наименования идеологических доктрин (коммунизм, либерализм);

• суждение, законченная мысль, логическая цепь, в которой содержится важная с точки зрения целей исследования идея. Например, при исследовании социальных аспектов чрезвы­чайных ситуаций к подобным смысловым единицам анализа могут быть отнесены: тексты или их фрагменты, содержащие сведения о конкретных чрезвычайных ситуациях, поведении отдельных людей и социальных групп, оценочные суждения специалистов.

• «фигурант» какого-либо политического или общественно важного процесса. Ими могут быть политические деятели, представители социальных групп (например, «новых русских», олигархов, интеллектуальных элит).

Обнаружение единиц анализа является основанием для со­держательного анализа всего документа или его части (статьи в газете, передачи по радио).

Для количественного анализа содержания используются еди­ницы счета. Ими, например, могут быть эфирное время всей пе­редачи или только той ее части, в которой встречались единицы анализа; количество строк аналогичной газетной статьи (всей целиком или определенной ее части). При обосновании единиц счета имеется много нюансов, например, будет ли входить заго­ловок в объем сообщения; какой единый стандарт избрать для измерения материалов, набранных разными шрифтами.

Важный этап разработки методики контент-анализа — под­готовка кодировочного бланка. Он представляет собой перечень фиксируемых переменных, то есть смысловых единиц анализа ис­следуемого содержания. В него включаются все переменные, представляющие интерес для исследования. Необходимо помнить, что от количества переменных, включенных в кодировочный бланк, напрямую зависит глубина всей процедуры. Чем тщатель­нее предполагается проанализировать текст, тем большее число переменных включается в кодировочный бланк.

Документ, который объединяет все этапы разработки мето­дики контент-анализа, — инструкция кодировщику. В ней самым детальным образом описываются цель и задачи исследования, критерии и методика отбора документов, содержательный смысл каждой переменной, вошедшей в кодировочный бланк, а также ее значений. В инструкции указывается, что делать с заполненными кодировочными бланками (проводить подсчет частот самосто­ятельно или передавать организатору).

Таким образом, перед началом процедуры контент-анализа ко­дировщик должен иметь кодировочный бланк и инструкцию.