ФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫ

ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ

• Всеобщие свойства мира выражаются через категории, принципы и законы.

• ВСЕОБЩИЕ ПОНЯТИЯ носят название КАТЕГОРИЙ, к которым относятся:

• бытие,

• материя,

• сознание,

• движение,

• пространство и время,

• отношение,

• причина и следствие,

• необходимость и случайность,

• часть и целое,

• сущность и явление,

• общее, особенное, единичное,

• свобода и др.

• БЫТИЕ – это всё существующее, как материальное, так и духовное.

• МАТЕРИЯ – объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая независимо от человека.

• СОЗНАНИЕ – это высшая форма отражения действительности, способность человека создавать образы мира, его свойств, его сущности и явлений, способность к адаптации в мире и к его преобразованию.

• ДВИЖЕНИЕ – способ существования материи; изменение вообще, начиная от простого механического перемещения и кончая мыслительными процессами.

• ПРОСТРАНСТВО – форма существования материи (вещей) в их координационной связи и субординации, характеризуемой трёхмерностью, изотропностью (равноправностью всех направлений), однородностью.

• ВРЕМЯ – форма существования материи , которая выражается в последовательной смене состояний существования вещей; характеризуется длительностью, однонаправленностью, одномерностью и необратимостью.

• ПРИЧИНА – это явление (событие), порождающее другое явление (событие).

• СЛЕДСТВИЕ – явление, порождённое причиной.

• ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Мир рассматривается не как изначально данный, а как изменяющийся. Возможен и противоположный принцип (метафизический) – мир дан изначально в готовом виде и не изменяется.

• ПРИНЦИП ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. Согласно ему, мир познаваем с точки зрения его сущности. Возможен и обратный принцип – непознаваемости. Согласно ему, нам доступно лишь познание явлений, сущность нам недоступна.

• ПРИНЦИП МАТЕРИАЛЬНОГО ЕДИНСТВА МИРА. Согласно ему, мир един в своей материальности. Возможен и обратный принцип – духовного единства мира; в основе мира – духовное начало.

• ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО (Гегель). История развития предмета и логика его познания не противоречат друг другу.

• ПРИНЦИП ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ (Гегель). Мы идём от конкретного (от реальных вещей, явлений) к абстрактному (к общим представлениям и понятиям об этих вещах). Затем мы совершаем обратный путь – от абстрактного к новому конкретному (к воссозданию образов конкретных вещей на основе знания их общих свойств).

• Философские принципы конкретизируются в соответствующих ВСЕОБЩИХ ЗАКОНАХ.