Социологическое наблюдение
В широком смысле наблюдение — это способ познания окружающего мира. Мы оставляем за пределами рассмотрения так называемое обыденное наблюдение, то есть непроизвольную деятельность человека, с помощью которой он получает сведения об окружающем мире. В социологии под наблюдением понимается направленное, систематическое, непосредственное визуальное и слуховое восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования явлений (ситуаций, процессов), подвергающееся контролю и проверке.
Наиболее важной характеристикой наблюдения является непосредственность. Главные преимущества непосредственного наблюдения заключаются в том, что оно:
• позволяет фиксировать особенности поведения людей не по их воспоминаниям и интерпретациям, а в момент их проявления;
• дает возможность получать сведения независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от того, желает ли он вообще говорить что-либо о своем поведении;
• позволяет преодолевать препятствие, возникающее иногда при опросе, — языковой барьер.
К достоинствам социологического наблюдения следует отнести также возможность воспринимать изучаемые явления и процессы оперативно, в момент их возникновения, в конкретном контексте окружающей обстановки, что помогает более полно и достоверно интерпретировать их смысл. Такая информация недоступна для получения другими методами.
Наряду с несомненными достоинствами социологическое наблюдение имеет и довольно существенные недостатки, многие из которых являются продолжением его достоинств.
1. Принимая активное или пассивное участие в наблюдаемом процессе, социолог вольно или невольно оказывает влияние на естественный ход этого процесса, вмешивается в него и таким образом искажает его характер.
2. Наблюдению всегда доступна лишь часть из интересующей совокупности явлений. Поэтому оно всегда локально, носит ограниченный в пространстве и времени характер.
3. Имеются большие проблемы, связанные с фиксацией результатов наблюдения. Как правило, они далеко не всегда могут фиксироваться в процессе самого наблюдения, так как это вызывает беспокойство, а иногда раздражение у людей, участвующих в наблюдаемых процессах. Чаще всего результаты наблюдения регистрируются после непосредственного восприятия события, вследствие чего забываются и оказываются не зафиксированными некоторые штрихи и детали, и, наоборот, в записях могут появиться не происходившие события или характеристики, вызванные ассоциативным восприятием наблюдателя. Причем выявить как те, так и другие в подавляющем большинстве случаев оказывается совершенно невозможным.
4. Далеко не все социальные явления поддаются непосредственному наблюдению. Например, семейные отношения, поведение людей в критических ситуациях.
Основные трудности, связанные с проведением непосредственного наблюдения, можно разделить на три группы:
• неадекватность и ограниченность наших органов чувств;
• смешение результатов наблюдения с выводами;
• влияние взаимодействия между наблюдателем и объектом наблюдения.
По этим причинам наблюдение используется в комплексе с другими методами сбора информации, в первую очередь с опросом, на разных этапах организации исследовательского процесса.
Наблюдение применяется на подготовительной стадии пилотажного исследования, когда надо составить представление об объекте исследования, уяснить или уточнить проблему, сформулировать предварительную рабочую гипотезу.
Наблюдение может служить для проверки данных, полученных другими методами (например, при опросе).
Наблюдение может использоваться в исследованиях экспериментального плана для фиксации изменений в экспериментальной группе на основе логического анализа выявленных связей.
Самостоятельное использование наблюдения как метода сбора первичной информации возможно, когда нет жестких требований к репрезентативности выборочной совокупности.
Наблюдение можно классифицировать по следующим основаниям:
• по уровню формализации самой процедуры наблюдения (стандартизированное и нестандартизированное);
• в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное);
• по условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное);
• по регулярности проведения (систематические, эпизодические, случайные).
Наиболее конструктивными с точки зрения использования в исследованиях социально-экономических и политических процессов являются включенное и невключенное наблюдения.
При невключенном наблюдении исследователь остается как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей. Он не вмешивается в ход событий и не задает вопросов. В зависимости от степени осведомленности исследуемой группы о факте проведения исследования различают открытое и скрытое (инкогнито) невключенное наблюдение. Оно применяется на разведывательном этапе монографических исследований, для описания общей социальной обстановки. С его помощью фиксируются факты открытого поведения. Присутствие наблюдателя может оказывать возмущающее воздействие на объект наблюдения. В этом его основной недостаток.
Включенным называется такой вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и, находясь в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности. Таким образом, наблюдатель сам становится частью наблюдаемой ситуации. Он одновременно влияет на ситуацию и подвергается ее влиянию. Основной смысл включенного наблюдения — сближение смыслов происходящих событий для наблюдателя и наблюдаемых. Ведь посторонний (невключенное наблюдение) далеко не всегда может точно знать, что скрывается за теми или иными происходящими событиями. Включенное наблюдение также подразделяется на открытое (исследуемым известны цели и задачи исследования) и скрытое (инкогнито).
Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в широком диапазоне: от наблюдения пассивного, которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения активного, когда наблюдатель до такой степени сливается с исследуемой группой, что наблюдатели начинают принимать его за своего и соответственно к нему относиться.
Включенное наблюдение требует определенного периода адаптации наблюдателя к коллективу. Срок такой адаптации длится обычно от 4—5 дней до 2—3 недель и зависит от личностных качеств наблюдателя, его пола, возраста, а также от состояния морально-психологической атмосферы в изучаемой социальной группе.
Один из основных недостатков включенного наблюдения — возможная опасность того, что наблюдатель настолько войдет в роль участника событий и членов изучаемой группы, что это скажется на объективности получаемого материала и его интерпретации (В. Уайт в Америке 1930-х гг. вошел в члены итальянской преступной группы. В. Ольшанский в Ленинграде в 1960-е гг. работал сборщиком аппаратуры на заводе). Включенное наблюдение хорошо контролируется увеличением числа наблюдателей. Это дает возможность сличать получаемые сведения.