Классификация социологических исследований
В зависимости от целей, возникающих в процессе управленческой деятельности, а также имеющихся ресурсов (временных, финансовых, кадровых) социологические исследования проводятся в различных модификациях.
Все социологические исследования делятся на две большие группы: теоретико-прикладные и прикладные.
Теоретико-прикладные исследования ориентированы на содействие решению социальных проблем путем разработки новых принципиальных подходов к их изучению, формулированию общей стратегии их решения. Исследования этого типа выполняются, как правило, в рамках перспективной исследовательской программы, в которой наряду с прикладными предусмотрено решение достаточно крупной социальной проблемы («Наркомания и молодежь», «Эволюция политической культуры российского электората»).
Прикладные исследования направлены на изучение и решение конкретных социальных проблем. Результатом исследований этого типа являются социально-технологические разработки, в реализации которых часто участвуют сами социологи. Иногда они называются социально-инженерными и выполняются по прямому заказу заинтересованного лица или организации. В качестве исходного знания здесь используются выводы и теоретические подходы, полученные другими учеными, в том числе и по преимуществу — социологами, которые реализуются здесь в конкретном приложении к определенной проблеме.
Граница, разделяющая теоретико-прикладные и прикладные исследования, определяется в зависимости от основной цели. С одной стороны, она может быть связана с углублением научного знания о социальных процессах, а с другой — ориентирована на непосредственное решение конкретных проблем. В теоретико- прикладном исследовании социальный заказ часто имеет место как актуальная, но все же неконкретная социальная проблема. За прикладным исследованием всегда стоит конкретный заказчик, видящий в социологах соучастников решения проблемы.
Теоретико-прикладное исследование, если оно грамотно, глубоко проработано, не менее практично, чем прикладное. Его результатами являются обнаружение взаимосвязей и тенденций в развитии социальных процессов, определение факторов, влияющих на функционирование важнейших социальных институтов, а также направленность их действия. Практическая составляющая такого исследования состоит в том, что углубленное понимание социальных закономерностей на макроуровне позволяет принимать более обоснованные решения в конкретных областях социальной практики на микроуровне. Теоретический и прикладной аспекты в социологии неразделимы.
Практичность прикладного исследования — в его непосредственной устремленности на решение социальных проблем в конкретных условиях пространства и времени — «здесь и сейчас». Этим и определяются их основные особенности.
1. В прикладном исследовании, в отличие от теоретико-прикладного, четко определены объект и предмет исследования.
2. Время на проведение теоретико-прикладного исследования определяет социолог исходя из объема и сложности задачи. В прикладном исследовании время определяет заказчик. Он же устанавливает сроки и форму представления результатов. Здесь главное не объемы фактуры и качество текста, а полученный результат (небольшой объем полезной достоверной информации гораздо ценнее фолиантов с текстом сомнительного содержания).
3. В прикладном исследовании социолог может (а часто, должен) по максимуму использовать готовые методики и их адаптации. В теоретико-прикладном, напротив, оригинальность замысла и программы предопределяет нестандартность всех методических процедур.
4. В прикладном исследовании этапность и сроки работы предопределяются логикой практического использования получаемой информации для управленческих решений, тогда как в теоретико-прикладном определяющий фактор — это логика осмысления предметной области.
5. Итоговый документ теоретико-прикладного исследования — научная публикация, прикладного — социально-технологическая разработка.
В зависимости от состояния имеющихся знаний о проблеме, которую предстоит изучить, социологические исследования группируются в три основных типа, каждый из которых имеет специфическую стратегию исследовательской деятельности.
1. Формулятивное (разведывательное) исследование применяется тогда, когда об изучаемой проблеме имеется самое общее, смутное представление и никаких, кроме тривиальных, гипотез о подходах к ее решению социолог выдвинуть не может. Наиболее типичная сфера применения формулятивного исследования — новая (либо сама по себе, либо для социолога) область знания (например, «факторы и формы участия криминальных структур в управлении государством») или проблема (например, «маргинализация социальных групп в процессе «демократизации» российского общества»). Характерный признак такой ситуации — скудость или полное отсутствие литературы, материалов исследований по этой или сопредельным проблемам.
Реализация исследования этого типа предполагает, в свою очередь, три этапа:
1) изучение имеющейся литературы (библиография, селекция, изучение);
2) встречи и беседы со специалистами (экспертами), для того чтобы убедиться в полноте библиографии, получить дополнительные сведения о литературе и проблематике, разработать наброски первичных гипотез;
3) разведывательное наблюдение (непосредственное или по литературе, прессе, СМИ). Итогом такого исследования служит четкая формулировка проблем, целей, задач, гипотез (если надо).
2. Описательное (дескриптивное) исследование преследует цель строгого описания качественно-количественных значений характеристик изучаемой проблемы в конкретной предметной области. Необходимым условием проведения дескриптивного исследования является наличие достаточных знаний об объекте и предмете исследования для выдвижения осмысленных гипотез. Его главное отличие от формулятивного — возможность четкого описания предмета исследования в виде системы признаков-переменных-показателей. Типичный пример дескриптивного исследования — анализ общественного мнения. Результат дескриптивного исследования — классификация эмпирии, описание структуры предмета (например, свободного времени) с минимальной интерпретацией и аналитикой.
3. Аналитико-экспериментальное исследование — наиболее сильный и распространенный тип социологического исследования. Оно предполагает наличие достаточно глубоких знаний в изучаемой области. Его цель — выдвижение объяснительных аналитических концепций, выявление причинно-следственных связей и достаточно обоснованный выход на социально-технологические рекомендации и методики.
По степени годности методико-инструментального аппарата социологические исследования делятся на пилотажные и основные.
Пилотажное исследование направлено на проверку годности методов получения первичной информации, а также системы всех процедур в целом, в том числе и организационных, и общих подходов к отбору единиц наблюдения. Материалы пилотажного исследования содержательной ценности, как правило, не имеют.
Пилотажное исследование проводится на небольшой (30—100) выборке, в которую необходимо включить представителей всех категорий обследуемых с различными социально-демографическими характеристиками. При этом важно обеспечить включение в выборку представителей социальных групп, обладающих какими-либо особенностями, которые (по предположению исследователя) могут быть источником систематических ошибок в основном исследовании.
К опросу привлекают не только авторов, но и других исполнителей (анкетеров, интервьюеров), чтобы определить особенности работыинструмента чисто в технологическом плане, а также коллег для учета их мнения.
Пилотажные исследования могут проводиться в два этапа: 1 — предварительная проба и 2 — генеральный пилотаж. На первом проверяются отдельные элементы методики, на втором — вся процедура сбора информации. Это «разведка боем», цель которой — проверка всей полевой процедуры.
В качестве основного исследования может быть описательное или аналитико-экспериментальное.
В зависимости от того, какая часть объекта исследования принята к рассмотрению и включена в исследование, различают сплошные и выборочные социологические исследования.
Примером исследований, основывающихся на сплошном изучении всего множества единиц, образующих объект исследования, могут служить материалы текущего наблюдения ряда показателей, которые осуществляют органы статистики. К ним, в частности, относятся рождаемость, смертность, число браков, разводов, пассажирооборот. Все они предполагают сплошной учет соответствующих фактов. Сплошные исследования проводятся и социологами. Часто они используются при подготовке широкомасштабных перспективных решений по развитию предприятия или организации, проведении монографических исследований. Сплошные опросы проводятся при изучении причин текучести кадров (опрашиваются все увольняющиеся с предприятия и вновь принимаемые). Можно привести и ставшие уже хрестоматийными примеры крупных территориальных сплошных социологических исследований.
При всей внешней очевидности достоинств сплошных исследований в подавляющем большинстве случаев социолог вынужден решать проблему ограничения числа единиц наблюдения, которые включаются в эмпирическую базу исследования. Дело в том, что в тех случаях, когда объект состоит из нескольких тысяч и более единиц наблюдения, сплошное исследование требует:
• огромных финансовых и материально-технических ресурсов;
• создания громоздкого организационного механизма;
• привлечения большого количества дополнительных сотрудников, как правило, неквалифицированных (для проведения интервью, анкетирования, наблюдения);
• длительного времени, необходимого для сбора, контроля, обработки и анализа собранного эмпирического материала.
Поэтому преобладающим видом исследований в социологии являются выборочные. Помимо дешевизны, оперативности, гибкости такие исследования обладают еще одним существенным достоинством: при тщательном соблюдении определенных правил и процедур они могут обеспечить получение более достоверных и глубоких результатов, чем сплошные. Связано это с тем, прежде всего, что провести тотальный контроль качества фиксации первичной эмпирии невозможно. В то же время привлекаемый непрофессиональный актив вольно или невольно привносит в полевые материалы множество так называемого «информационного шума», полное выявление и устранение которого принципиально невозможно. При выборочном исследовании практически всегда можно гарантировать приемлемую достоверность эмпирической фактуры. Однако при проведении выборочных исследований возникает другая, достаточно серьезная проблема — необходимость обеспечения репрезентативности первичных данных.
Под репрезентативностью информации понимается такое ее свойство, при котором обеспечивается приемлемый (допустимый, заданный) уровень отклонения количественных значений наиболее важных характеристик (критериев) некоторой части множества изучаемых объектов (выборочной совокупности) от их значений во всей совокупности (генеральной). Максимальная величина названного отклонения по какой-либо из критериальных характеристик образует ошибку репрезентации. Выборочная совокупность, ошибка репрезентации которой не превышает некоторой заданной величины (в социологии это уровень, составляющий 5% номинала), называется репрезентативной. Репрезентативность первичной социологической фактуры позволяет исследователю распространять на всю генеральную совокупность выводы и закономерности, обнаруженные в выборочной совокупности.
Выборочную совокупность можно в определенном смысле рассматривать как своеобразную модель, воспроизводящую в миниатюре генеральную совокупность. Однако никогда нельзя забывать, что это достаточно сильное упрощение, идеализация, так как выборка воспроизводит генеральную совокупность только по значениям критериальных характеристик. Значения остальных характеристик выборки могут довольно сильно отличаться от их значений в генеральной совокупности.