I. Структура населения.

1. Расовый состав:

· Расы - 70% всего населения (европеоидная, монголоидная, негроидная и австралоидная),

· Смешанные расы - 30% (мулаты, метисы, самбо).

Умаление прав какой-либо группы граждан в силу их принадлежности к другой расе (расовая дискриминация) или национальности (национальная дискриминация) называют дискриминацией.

Крайняя форма расовой дискриминацией называется апартеид. Он означает лишение или существенное ограничение политических, экономических и гражданских прав какой-либо группы населения, вплоть до ее территориальной изоляции в специальных местах (резервациях, в ЮАР – бантустанах).

2. Этнический (национальный) состав:

· Народы (этносы – сложившиеся, устойчивые общности людей) классифицируют по их численности. Более 100 млн. человек насчитывают китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские, бразильцы и японцы. Если национальные границы совпадают с политическими, то образуются однонациональные государства (преобладают в Европе, Латинской Америке, Австралии, на Ближнем Востоке). Когда в составе государства преобладают две нации, государство называется двунациональным (Бельгия, Канада, другие). В тех государствах, где проживают народы многих национальностей, они являются многонациональными (государства с федеральным административно-территориальным устройством).

· Сходные по языку народы объединяются в группы.

· Языковая (лингвистическая) классификация народов, при которой родственные языки объединяются в языковые семьи (индоевропейская, китайско-тибетская, афразийская, алтайская, нигеро-кордофанская, дравидийская, австралонезийская, уральская, кавказская).

3. Религиозный состав. Основные религии:

· Христианство (католицизм, протестантизм, православие),

· Ислам или мусульманство (суннизм, шиизм),

· Буддизм.

· Национальные религии: индуизм в Индии, синтоизм в Японии и другие.

4. Половой состав: соотношение между мужским и женским населением. Различия касаются:

- различных возрастных групп населения мира,

- отдельных регионов.

5. Возрастной состав: доля детей (до 15 лет), доля взрослых (15-59 лет), доля пенсионеров (старше 60 лет).

Возрастная структура определяет его производительную часть – трудовые ресурсы и экономически активное население (люди, реально участвующие в производственной и непроизводственной сферах). Соотношение между трудоспособной часть населения и неработающей, - называют демографической нагрузкой.

Поло - возрастная пирамида – это особый вид диаграммы, который графически отображает возрастную и половую структуру населения.

6. «Качественный» состав населения включает условия жизни и питания, здоровье, способность к восприятию нововведений, уровень образования. (Пример: в Бутане 93% неграмотных мужчин и 98% неграмотных женщин).

 

2. Выполнение практических заданий.

Анализ текста учебника, диаграмм, возрастных пирамид, таблиц и карт:

1. В чем заключается суть возникновения «горячих точек» на планете? Назовите современные районы национальных конфликтов. Приведите примеры путей их разрешения.

2. Какую информацию содержит в себе возрастная пирамида? Проанализируйте возрастные пирамиды, характерные для развитых и развивающихся стран.

3. Объясните занятость населения по отраслям хозяйства на примере двух стран (по выбору учащихся). Сделайте соответствующие выводы.

Структура занятости в отдельных отраслях промышленности.

Страна Занятость (млн. чел.) Структура занятости в отраслях промышленности
С/х ДП* ОП** Строительство Торговля Транспорт услуги
США 3 % 2 % 17 % 8 % 18 % 5 % 47 %
Китай     60 %   17 %   5 %   6 %   4 %     8 %
Индонезия     60 %   2 %   7 %   6 %   13 %   4 %   8 %
Нигерия     40 %   1 %   6 %   4 %   23 %   6 %   20 %

*ДП - добывающая промышленность

**ОП - обрабатывающая промышленность.

4. На конкретных примерах докажите, что религия отражает сложные процессы освоения планеты, развитие цивилизаций, духовный и культурный облик отдельных стран и народов.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ(устно):

1. С какими демографическими проблемами столкнутся страны Латинской Америки, Азии и Африки через 10-15 лет?

2.Дайте сравнительную характеристику трудовым ресурсам двух стран (по выбору учащихся). Какой план вы при этом будете использовать?

Размещение населения. Механическое движение населения.

ЦЕЛИ:

А) выявление причин неравномерного размещения населения и механического движения людей,

Б) закрепление умений анализировать тематические карты, таблицы и диаграммы.

 

ЭПИГРАФ:

«Решающим фактором в распределении населения является не столько окружающая среда человека, сколько сам человек» (А.И. Воейков).

 

ПЛАН УРОКА:

1. Размещение и плотность населения.

2. Миграции населения.

 

ХОД УРОКА: