I. Структура населения.
1. Расовый состав:
· Расы - 70% всего населения (европеоидная, монголоидная, негроидная и австралоидная),
· Смешанные расы - 30% (мулаты, метисы, самбо).
Умаление прав какой-либо группы граждан в силу их принадлежности к другой расе (расовая дискриминация) или национальности (национальная дискриминация) называют дискриминацией.
Крайняя форма расовой дискриминацией называется апартеид. Он означает лишение или существенное ограничение политических, экономических и гражданских прав какой-либо группы населения, вплоть до ее территориальной изоляции в специальных местах (резервациях, в ЮАР – бантустанах).
2. Этнический (национальный) состав:
· Народы (этносы – сложившиеся, устойчивые общности людей) классифицируют по их численности. Более 100 млн. человек насчитывают китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские, бразильцы и японцы. Если национальные границы совпадают с политическими, то образуются однонациональные государства (преобладают в Европе, Латинской Америке, Австралии, на Ближнем Востоке). Когда в составе государства преобладают две нации, государство называется двунациональным (Бельгия, Канада, другие). В тех государствах, где проживают народы многих национальностей, они являются многонациональными (государства с федеральным административно-территориальным устройством).
· Сходные по языку народы объединяются в группы.
· Языковая (лингвистическая) классификация народов, при которой родственные языки объединяются в языковые семьи (индоевропейская, китайско-тибетская, афразийская, алтайская, нигеро-кордофанская, дравидийская, австралонезийская, уральская, кавказская).
3. Религиозный состав. Основные религии:
· Христианство (католицизм, протестантизм, православие),
· Ислам или мусульманство (суннизм, шиизм),
· Буддизм.
· Национальные религии: индуизм в Индии, синтоизм в Японии и другие.
4. Половой состав: соотношение между мужским и женским населением. Различия касаются:
- различных возрастных групп населения мира,
- отдельных регионов.
5. Возрастной состав: доля детей (до 15 лет), доля взрослых (15-59 лет), доля пенсионеров (старше 60 лет).
Возрастная структура определяет его производительную часть – трудовые ресурсы и экономически активное население (люди, реально участвующие в производственной и непроизводственной сферах). Соотношение между трудоспособной часть населения и неработающей, - называют демографической нагрузкой.
Поло - возрастная пирамида – это особый вид диаграммы, который графически отображает возрастную и половую структуру населения.
6. «Качественный» состав населения включает условия жизни и питания, здоровье, способность к восприятию нововведений, уровень образования. (Пример: в Бутане 93% неграмотных мужчин и 98% неграмотных женщин).
2. Выполнение практических заданий.
Анализ текста учебника, диаграмм, возрастных пирамид, таблиц и карт:
1. В чем заключается суть возникновения «горячих точек» на планете? Назовите современные районы национальных конфликтов. Приведите примеры путей их разрешения.
2. Какую информацию содержит в себе возрастная пирамида? Проанализируйте возрастные пирамиды, характерные для развитых и развивающихся стран.
3. Объясните занятость населения по отраслям хозяйства на примере двух стран (по выбору учащихся). Сделайте соответствующие выводы.
Структура занятости в отдельных отраслях промышленности.
Страна | Занятость (млн. чел.) | Структура занятости в отраслях промышленности | ||||||
С/х | ДП* | ОП** | Строительство | Торговля | Транспорт | услуги | ||
США | 3 % | 2 % | 17 % | 8 % | 18 % | 5 % | 47 % | |
Китай | 60 % | 17 % | 5 % | 6 % | 4 % | 8 % | ||
Индонезия | 60 % | 2 % | 7 % | 6 % | 13 % | 4 % | 8 % | |
Нигерия | 40 % | 1 % | 6 % | 4 % | 23 % | 6 % | 20 % |
*ДП - добывающая промышленность
**ОП - обрабатывающая промышленность.
4. На конкретных примерах докажите, что религия отражает сложные процессы освоения планеты, развитие цивилизаций, духовный и культурный облик отдельных стран и народов.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ(устно):
1. С какими демографическими проблемами столкнутся страны Латинской Америки, Азии и Африки через 10-15 лет?
2.Дайте сравнительную характеристику трудовым ресурсам двух стран (по выбору учащихся). Какой план вы при этом будете использовать?
Размещение населения. Механическое движение населения.
ЦЕЛИ:
А) выявление причин неравномерного размещения населения и механического движения людей,
Б) закрепление умений анализировать тематические карты, таблицы и диаграммы.
ЭПИГРАФ:
«Решающим фактором в распределении населения является не столько окружающая среда человека, сколько сам человек» (А.И. Воейков).
ПЛАН УРОКА:
1. Размещение и плотность населения.
2. Миграции населения.
ХОД УРОКА: