Актуальность использования данных ресурсов.
Классификация и география альтернативных источников энергии, океанических и рекреационных ресурсов.
Самооценка работы учащихся на уроке.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:подготовить «защиту проекта» использования альтернативных источников энергии, ресурсов Мирового океана или рекреационных ресурсов (по выбору учащихся).
Альтернативные источники энергии. Океанические и рекреационные ресурсы.
ЦЕЛИ:
выявить географию и перспективы использования альтернативных энергетических, океанических и рекреационных ресурсов земного шара.
ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:
1. Классификация и география альтернативных источников энергии, океанических и рекреационных ресурсов.
2. Актуальность использования данных ресурсов.
ХОД КОНФЕРЕНЦИИ:
(Выступления учащихся, по итогам которых основные сведения можно вынести в таблицу).
А) Нетрадиционная энергетика.
Виды ресурсов | Использование | География | |
Преимущества | Проблемы | ||
Энергия Солнца (развитие гелиоэнергетики) | Колоссальное количество солнечной энергии | Слабая плотность солнечной энергии | Япония, Индия, Италия, Бразилия, Австралия, Израиль, преуспели: США (Флорида, Калифорния) и Франция. |
Энергия ветра | Велик ветровой энергетический потенциал | Рассеянность и непостоянство ветровой энергии | Древние установки: Китай, Индия, Египет, современные: Франция, Германия, Дания, США, Великобритания, Италия |
Геотермальная энергия (два типа – горячие воды и тепло горячих горных пород) | Запасы практически неисчерпаемы, широко распространены (10% площади земного шара), использование геотермальной энергии не требует больших издержек, геотермальная энергия безвредна и не загрязняет окружающую среду | Слабая концентрация геотермальной энергии | Россия, Италия, Исландия, Новая Зеландия и Япония |
Энергия морских приливов | Огромен энергетический потенциал, превышает энергию всех рек мира | Возможности для сооружения приливных электростанций имеются только в 25 местах земного шара | Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США |
Б) Ресурсы Мирового океана.
Классификация ресурсов | Использование | География | |
Преимущества | Проблемы | ||
Морская вода | Колоссальные запасы - 94%, содержит 70 химических элементов | Малое содержание тех или иных элементов в морской воде и отсутствие технологий для их излечения, нецелесообразность их добычи | Около 40 стран мира не имеют выхода к морю |
Биологические ресурсы | Возможность обеспечить продуктами питания 20 млрд человек, корм для животноводства Возможность искусственного разведения (марикультура, аквакультура) | Распределены неравномерно, являются исчерпаемыми | Устричные плантации: Япония, Китай, США, Нидерланды, Франция, Австралия. Мидии: Европа. |
Минеральные ресурсы (ресурсы шельфовой зоны и ресурсы глубоководного ложа) | Добыча нефти и газа, железомарганцевые конкреции, прибрежно-морские россыпи, отложения фосфоритов и т.д. | Значительная часть залегает в глубоководных районах и шельфовых зонах, сложности извлечения на поверхность | Нефть и газ – Мексиканский залив, Северное море, Персидский залив, Гвинейский залив, касситерит – Индонезия, Таиланд, Малайзия, фосфориты – Тихий океан, подводные угольные шахты – Великобритания, Канада, Япония, Китай |
Марикультура – искусственное разведение водных организмов в морской воде.
Аквакультура – искусственное выращивание водных организмов в морской и пресной воде.
Касситерит – залежи оловянной руды в прибрежной зоне.
В) Рекреационные ресурсы (классификация разнообразна):
- оздоровительный туризм (горные, бальнеологические, озерные и другие районы),
- экскурсионный туризм (сочетает отдых с познавательными интересами),
- научный туризм,
- деловой туризм,
- религиозное паломничество.
Разделяется туризм и по видам транспорта.
Страны с наибольшим развитием международного туризма в 90-х годах: Франция, США, Испания, Италия, Венгрия, Австрия, Великобритания, Мексика, Германия, Канада, Швейцария,, Португалия.
- В какую отрасль вы бы в первую очередь направили свои капиталовложения? Почему?
- Почему для развития альтернативных источников энергии необходимо международное сотрудничество?
- Какие страны мира могут ежегодно получать прибыть только за счет развития рекреационного хозяйства?
- Конкретными примерами перспективы развития морских отраслей промышленности.