Договорные связи сферы гостиничных услуг

ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

Многочисленность общественных отношений, регулируемых гражданско-правовыми договорами, объясняет многообразие договорных связей и их возможную структуру. На эффективность экономической деятельности большое влияние оказывает структура их организационных связей. Как отмечает М.К. Сулейменов, от выбора структуры хозяйственных связей зависят четкость снабжения и сбыта, быстрота оборачиваемости средств предприятий, сокращение затрат, связанных с обращением продукции, улучшение ее качества и снижение себестоимости. В конечном счете, это влияет на реализацию продукции и получение прибыли[1].

Правовой формой хозяйственных связей является гражданско-правовое обязательство, главным образом договорное[2], что и подтверждает рынок: в условиях современных условиях центральное место занимает договор, который и приводит к установлению правовых связей между его участниками. Структура таких связей зависит от целей, типа и вида договора, количества субъектов, участвующих в заключении и исполнении конкретного договора, т.е. обусловливается качественной характеристикой конкретного правоотношения, которое инициируется для достижения указанного результата.

Если рассматривать структуру или строение договорных связей как совокупность устойчивых связей[3] объекта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе и сохранение основных свойств при различных изменениях (как внешних, так и внутренних), то, следует выделить следующие признаки структуры, а именно: наличие взаимосвязанных связей, входящих в структуру; стабильность и неразрывность договорных отношений, которые объясняются взаимным интересом сторон; тождественность отношений последних, объясняемую единой целью. Такими, как утверждает Б.И. Пугинский, признаются наиболее крупные по объемам, стоимости, носящие регулярный характер либо по иным причинам значимые для организации отношения. Случайные и мелкие договоры здесь могут не приниматься в расчет[4].

В юридической литературе были высказаны разные предложения по структуре договорных связей. Так, например, в 1971 году Н.И Овчинниковым было предложено деление их на прямые и посреднические[5]. Данное предложение было поддержано М.Г. Масевичем, Б.И. Покровским и М.К. Сулейменовым[6], Хр. Николовым и Т. Петковым[7]. Позднее, в 1980 году, М.К. Сулейменов предложил для более полного выявления сущности хозяйственных связей выделять простую и сложную структуру, как классификацию параллельную и дополнительную. Простую и сложную структуру хозяйственных связей отличают друг от друга по признаку двузвенности или многозвенности связей. Там, где имеется только одна связь, две стороны одного отношения, – налицо простая структура, а там, где присутствует два и более взаимосвязанных отношения, – налицо сложная структура[8].

В настоящее время теория о структуре договорных связей дополнена новыми позициями. Например, Л.В. Андреева рассматривает структуру договорных связей как выбор контрагентов по договорам и считает, что в рамках одного заключенного договора структура таких связей определяется как состав сторон договора и состав исполнителей договорных обязательств, которые могут не совпадать[9].

В.С. Каменков, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, предлагает выделять структуру связей: с основными договорными контрагентами (данная структура обуславливает профиль, содержание деятельности субъекта хозяйствования. Исполнение таких договоров формирует основной доход субъекта предпринимательской деятельности) всеми иными контрагентами, способствующими осуществлению основного обязательства.

В результате автор выделяет следующие группы договорных связей:

1) основные;

2) посреднические;

3) способствующие исполнению основных договорных связей;

4) организационные[10].

В любом случае, в основе выделения структурных связей лежит состав участников договорных обязательств.

В туристской индустрии на рынке гостиничных услуг возможна сложная структура договорных связей, так как здесь возникают отношения не только между гостиницей и туристом, но и иными субъектами. При этом обязательным участником всегда является гостиница. Эта структура обладает спецификой, которая обусловлена разнообразием общественных отношений, возникающих по поводу оказания гостиничных услуг.

Рассмотрим структуру договорных связей по критерию круга участников и характера взаимодействия между ними. Выделим следующие группы договорных связей, возникающие:

1) между гостиницей и туристом по:

а) бронированию номера (места в номере) в гостинице;

б) заключению договора на оказание гостиничных услуг;

2) между гостиницей и корпоративным клиентом[11] по бронированию номера (места в номере) в гостинице;

3) между гостиницей и системой бронирования по бронированию номера (места в номере гостиницы);

4) между гостиницей и туристской компанией (турфирмой[12]) по бронированию номера (места в номере) в гостинице;

5) между гостиницей и субъектами предпринимательской деятельности, обеспечивающими нормальное производственное функционирование гостиницы[13].

Первая группа структуры договорных связей представлена отношениями, возникающими, с одной стороны между гостиницей, с другой стороны – туристом. В соответствие с п. 7 Правил оказания гостиничных услуг в Российской Федерации исполнитель обязан заключать договоры на оказание услуг с потребителями. По этой причине участником данного вида договорных связей не может выступать туристская компания, корпоративный клиент и система бронирования.

В первую очередь исследуем отношения, возникающие между гостиницей и туристом по бронированию номера (места в номере) в гостинице.

Гражданин, прибывший в чужую местность, часто сталкивается с проблемой отсутствия свободных мест в гостинице. Чтобы исключить подобную ситуацию туристы активно осуществляют бронирование гостиничного номера (либо места в номере).

Термин «брони′рование» есть производное от слова «броня», то есть – закрепление чего-нибудь за кем-нибудь, а также документ на такое закрепление[14]. Посредством бронирования «закрепляется» гостиничный номер на определенный период времени, что обеспечивает гарантированность предоставления номера (места в номере) гостиницы посредством заключения договора на оказание гостиничных услуг. Тем самым броня порождает гражданско-правовое отношение. Что касается самой бро'ни, то ее правовая природа на законодательном уровне не определена, а в юридической литературе данный вопрос не нашел своего отражения. Попытаемся определиться в данном вопросе.

При бронировании номера (либо места в номере гостиницы) турист подает заявку[15] посредством почтовой, телефонной и иной связи[16], позволяющей достоверно установить, что заявка исходит от потребителя. И в зависимости от наличия свободных мест, гостиница осуществляет бронирование. Факт бронирования подтверждается либо в письменном виде – по факсу, либо устно – по телефону. Подтверждение должно содержать информацию о:

· имени туриста;

· дате приезда и периоде проживания в отеле;

· категории номера (номеров);

· дополнительных услугах, которые также могут быть забронированы заранее (например, таких как встреча туристов в аэропорту; праздничное оформление номера для новобрачных, романтичный ужин по прибытии туристов в номер и т.д.);

· номере подтверждения брони.

По прибытии в гостиницу турист заключает договор на оказание гостиничных услуг.

П.п. 6 и 23 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации и ст. 7 Кодекса отношений между гостиницей и турагенствами Всемирной федерации ассоциаций турагенств (УФТАА) и Международной гостиничной ассоциации (МГА) прямо указывают, что отношения по поводу бронирования номера (места в номере гостиницы, иных сопутствующих услуг) следует рассматривать в качестве договорных.

На первый взгляд, данные отношения имеют определенное сходство с отношениями, вытекающими из предварительного договора. Данный вывод следует из того, что, как и по предварительному договору, участники гражданского оборота в добровольном порядке принимают на себя обязательства в последующем заключить договор на оказание возмездных гостиничных услуг в срок, указанный в брони. Согласно ст. 429 ГК РФ предварительный договор имеет значение правообразующего факта, он способствует упрочению договорных связей и означает принятие сторонами обязанности заключить в будущем основной договор, направленный на достижение конкретного экономического результата. Предварительный договор как юридический факт порождает только один вид обязательства – обязательство сторон заключить основной договор на согласованных условиях. Его содержание представляет своего рода гарантию стабильности отношений между действующими на рынке субъектами. Такой договор способствует упрочению договорных связей, и, как это вытекает из закона, находится в определенном соотношении с основным договором и направлен на достижение вполне конкретного экономического результата[17], призван определять существенные условия будущего основного договора и содержать указания о сроке его заключения[18].

В соответствии с п. 2 ст. 429 ГК РФ предварительный договор должен быть заключен в форме, обусловленной формой основного договора. Несоблюдение формы такого договора, в том числе и простой письменной, влечет его ничтожность. Бронирование номера (места в номере) в гостинице осуществляется путем принятия заявки на бронирование, которая регистрируется в журнале первичного учета для гостиниц «П» по форме № 10 – Г[19], содержащей следующие реквизиты: регистрационный номер, наименование предприятия (организации), дата представления заявки, дата заезда, выезда, количество мест, подпись лица, принявшего заявку.

Таким образом, бронь должна содержать, как и предварительный договор, предмет договора на оказание гостиничных услуг, а также другие существенные условия такого договора.

В то же время, данные институты имеют и различия. Так, отсутствие в предварительном договоре условия о сроке, в который стороны обязуются заключить основной договор, не влечет признания предварительного договора незаключенным. В этом случае основной договор признается подлежащим заключению в течение года с момента заключения предварительного договора (п. 4 ст. 429 ГК РФ). Для бронирования же указание на дату прибытия туриста в гостиницу обязательно.

В случае последующего отказа стороны от заключения основного договора заинтересованная сторона вправе требовать по суду его заключения на предварительно согласованных условиях и возмещения понесенных убытков (п. 5 ст. 429 ГК РФ). Представляется, что турист также наделен соответствующим правом при наличии брони, но практически же, данным правом он вряд ли сможет воспользоваться. Для гостиницы это тоже проблематично по следующим причинам: а) ограниченности периода действия брони (в силу п. 6 Правил предоставления гостиничных услуг она аннулируется в случае опоздания туриста на 24 часа); б) экономической затратности (расходы по розыску и привлечению к ответственности туриста, не прибывшего в гостиницу, могут значительно превышать доход в случае заключения договора, а инициирование судебного процесса может повлечь большие материальные и временные издержки).

В литературе также было высказано мнение о том, что бронирование нужно рассматривать в качестве оферты заказчика гостиничных услуг[20]. Оферта представляет собой предложение заказчика заключить договор и содержит в себе указание на все существенные условия будущего договора (ст. 435 ГК РФ). Она может быть адресована одному или нескольким конкретным лицам (иногда неограниченному кругу лиц). Это не просто информация о возможности заключения договора, из нее должно быть четко видно волеизъявление, направленное на намерение заключить договор. Для возникновения договорных связей оферент должен получить акцепт со стороны контрагента. Так как институт бронирования в обязательном порядке включает в себя не только оферту, но и акцепт, согласиться с точкой зрения о том, что бронирование представляет собой оферту, – не можем.

Анализ отношений, возникающих между гостиницей и гостем по поводу бронирования, позволяет прийти к выводу о том, что данные отношения являются видом гражданско-правовых организационных отношений. Они выступают в качестве организационной предпосылки формирования и создания гражданско-правовой связи субъектов – исполнителя гостиничных услуг и туриста и направлены на упорядочение имущественных и личных неимущественных отношений участников.

Организационные отношения, в том числе отношения, связанные с заключением договора, относят к неимущественным отношениям[21]. На первый план здесь выдвигается «организующее начало, складывающееся в результате неимущественных акций» их субъектов[22]. Они лишь являются предпосылкой возникновения организуемых имущественных отношений[23]; определяют для конкретных имущественных обязательств процедуру возникновения и общие условия исполнения договора в будущем; направлены на повышение эффективности деятельности предпринимателя, на упорядочение иных социальных связей, строятся не на принципе подчиненности (субординации), а на равенстве действующих субъектов, то есть на принципе координации ими этой деятельности[24]. При этом устанавливается обеспеченная законом мера должного поведения «гостиницы», которая определяет необходимость совершения определенных действий, направленных на возникновение и упорядочение гражданских отношений «гостиница – турист» в будущем.

По мнению О.А. Красавчикова, гражданско-организационные отношения – это правоотношения, основанные на началах равенства участников и выражающие в пределах закона деятельность граждан и организаций по упорядочению своих взаимосвязей и координации усилий в процессе реализации государственной или собственной инициативы[25]. Функционально-целевая направленность неимущественных организационных отношений обусловливает их вспомогательный, служебный характер по отношению к «организуемым» связям. Организационные отношения не являются «самоцелью». Они направлены лишь на развитие «организуемых» связей и должны обеспечить достижение целей, «обслуживают» иные общественные отношения, входящие в предмет гражданского права[26].

Установление организационной социальной связи позволяет осуществить упорядочение и организованность соответствующего процесса по передаче имущества, выполнения работ и/или услуг; содержание и формы такого упорядочения лишь подчинены тому, что именно упорядочивается.

О.А. Красавчиковым организационно-правовые отношения классифицированы по содержанию на четыре вида:

1) организационно-предпосылочные (образующие). В результате становления и завязки этих отношений происходит последующее развитие отношений;

2) организационно-делегирующие отношения. Данный вид отношений характеризуется тем, что посредством реализации названных отношений происходит наделение определенными полномочиями одних лиц по осуществлению действий от имени других, то есть происходит делегирование полномочий;

3) организационно-контрольные отношения – дают возможность одному субъекту гражданского права контролировать действия другого, состоящего с первым в определенном гражданском правоотношении;

4) организационно-информационные отношения. Суть их сводится к тому, что в силу гражданских организационных прав и обязанностей стороны имущественного правоотношения обязаны обмениваться определенного рода информацией. Именно реализация этих отношений создает определенные условия для развития имущественно-правовой связи.

В качестве объекта организационного отношения, учитывая его тесную функциональную взаимосвязь с иными отношениями в предмете гражданского права, выступает бронирование номера (места в номере) в гостинице туристом. Бронирование порождает следующий вид организационных отношений – организационно-предпосылочные или образующие отношения[27]. Организационно-предпосылочные отношения, возникающие при бронировании номера в гостинице (либо места в номере), проявляются в том, что посредством бронирования происходит завязка отношений, направленных на дальнейшее развитие имущественно-правовых связей по поводу предоставления туристу гостиничных услуг в будущем. Эти отношения складываются из особых организационных действий, которые и составляют процедуру бронирования.

В юридической литературе было обращено внимание на то, что организационная деятельность связана с определенными материальными и трудовыми затратами, которые в условиях товарного производства могут быть выражены в стоимостной форме[28]. В силу этого по поводу организационной деятельности между неподчиненными друг другу субъектами могут складываться особые координационно-стоимостные отношения[29]. Данный теоретический посыл находит свое выражение на практике: исполнители гостиничных услуг Российской Федерации часто взимают с туристов, прибывших в гостиницу, единовременно плату за бронирование в размере от 25 до 40 процентов от цены бронируемого номера (либо места в номере) за сутки, возмещая тем самым за счет прибывших гостей понесенные убытки при бронировании. Российская практика взимания платы за бронирование номера (места в номере) противоречит действующим в настоящее время Правилам предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации[30]. Согласно п. 6 данных Правил предусмотрено взимание оплаты за бронирование только с лиц, опоздавших с заездом в отель, то есть за фактический простой номера (либо места в номере), но не более чем за сутки. Заметим, что федеральные ведомства исполнительной власти весьма непоследовательно подходят к этой проблеме[31].

Ранее возможность взимания платы за бронирование при заезде гражданина в гостиницу была предусмотрена, в частности, Правилами пользования и внутреннего распорядка в коммунальных гостиницах РСФСР 1979 года и Правилами оказания гостиничных услуг 1994 года[32]. Так, п. 10 Правил пользования и внутреннего распорядка в коммунальных гостиницах РСФСР предусматривал (при приезде туриста к дате и времени, которые указаны в заявке на бронирование) плату за бронирование в размере 50 процентов от цены на место за сутки. При опоздании туриста на 12 часов после указанного в заявке времени плата взималась в размере стоимости места за сутки, а при опоздании более чем на 12 часов (но не свыше 24 часов) – за полутора суток, при условии фактического простоя номера или места в течение этого времени. Если же простоя номера (или места в номере) в течение времени опоздания не было, плата за бронирование уменьшалась до 50 процентов от цены номера или места в номере за сутки. В соответствии же с п. 2.4. Правил предоставления гостиничных услуг 1994 года плата за бронирование взималась с туристов, прибывших в гостиницу, единовременно в размере 25 процентов от цены бронируемого номера (места) за сутки. При опоздании туриста кроме платы за бронирование с него взималась плата и за фактический простой номера или места, но не более чем за сутки. В случае отказа опоздавшего туриста оплатить бронь, его размещение производилось в порядке общей очереди, что на практике означало для туриста аннулирование брони.

Следует отметить, что в отдельных государствах плата за бронирование взимается даже с неприбывших туристов. Например, в Северной Америке и Западной Европе в случае неприбытия туриста в гостиницу с его счета снимается соответствующая денежная сумма. Такое возможно в силу того, что оплата за бронирование гарантируется банковскими кредитными картами. В России кредитные операции пока развиты слабо, поэтому воспользоваться опытом Запада в аналогичной ситуации мы в настоящий момент не можем.

Полагаем, что норма п. 6 Правил предоставления гостиничных услуг, предусматривающая взимание платы за бронь только с опоздавших туристов, вполне разумна и соответствует принципу добросовестности. В противном случае гостиницы получали бы неосновательное обогащение за бронирование.

Взимание платы за бронирование с неопоздавших туристов противоречит действующему законодательству и данные факты должны отслеживаться не только Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, но и саморегулируемыми организациями индустрии туризма[33], которые могли бы, как в развитых капиталистических странах (например, Великобритании, США, Франции и др.), проводить ежегодные «анонимные» проверки деятельности гостиниц, выявляя нарушения.

Следующий элемент первого вида договорных связей – это отношения, возникающие между гостиницей и туристом по поводу заключения договора на оказание гостиничных услуг. Такой договор может быть заключен только индивидуальным туристом, так как согласно п. 2 ст. 671 ГК РФ проживать и размещаться в жилом помещении может только физическое лицо.

Договор на оказание гостиничных услуг между гостиницей и туристом заключается при предъявлении последним паспорта или военного билета, удостоверения личности, иного документа, оформленного в установленном порядке и подтверждающего личность потребителя (п. 8 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации)[34].

Граждане, прибывшие в командировку, на совещания, конференции, сборы, заполняют в гостинице специальную анкету (форма № 1 – Г) в одном экземпляре, остальные – в двух[35]. Законодатель, как вытекает из п. 8 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации и Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п.3.2 «Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице…»), не связывают возможность заключения такого договора исключительно с предъявлением документа, удостоверяющего личность – паспорта. В то же время в соответствии со ст. 10 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[36] и п. 1 Указа Президента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации»[37] документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина РФ – основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории Российской Федерации. Согласно Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета (п. 3.2) судьи, сотрудники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной пограничной службы РФ, прокуратуры, органов юстиции, таможни, внешней разведки, военнослужащие Вооруженных Сил РФ и других войск, находящиеся в командировке, регистрируются в гостиницах по служебному и командировочному удостоверениям с указанием фамилии, имени, отчества и данных служебного удостоверения.

В настоящее время возникла необходимость регистрации в гостинице туристов-школьников (до 14 лет), путешествующих без родителей. У малолетних отсутствует способность самостоятельно совершать сделки (сделкоспособности). В этой связи, как отмечает Т.Е. Абова, все сделки, за исключением специально оговоренных в законе, могут совершать от имени малолетних только их законные представители (родители, усыновители, опекуны)[38]. Полагаем, что сложившиеся на практике отношения по регистрации детей, путешествующих без сопровождения родителей по свидетельствам о рождении, необходимо легализовать и внести в п. 8 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации и в п. 3.2. Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации («Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице…») соответствующие дополнения об обязательном для сопровождающего школьников комплекте документов (списке туристов-школьников, доверенности законных представителей).

С 15 января 2007 года ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[39] ввел новый административно-правовой механизм учета иностранных граждан и лиц без гражданства. Установленная ранее регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства заменена учетом указанных лиц по месту пребывания в уведомительном режиме, а исполнитель гостиничных услуг приобрел статус стороны, принимающей иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (ст. 2 Закона о миграционном учете). Однако ни Закон о миграционном учете, ни Правила осуществления миграционного учета[40] не содержат детального регулирования порядка постановки иностранных граждан гостиницами на учет. Дело в том, что туристы попали в категорию «мигрант», поскольку данный Закон юридически не определил категорию «турист». В связи с чем процедура регистрации иностранных граждан для гостиницы усложнилась. Теперь она обязана в кратчайший срок (в течение одних суток) уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о прибытии и убытии иностранного гражданина путем направления (передачи) уведомления о прибытии для его постановки на учет по месту пребывания (п. 44 Правил осуществления иммиграционного учета). Это значительно увеличивает объем технической работы по заполнению новых бланков регистрации и возникновению дополнительных финансовых затрат для предпринимателя. Кроме того, законодатель не пояснил, как должна действовать гостиница в случае проживания туриста – иностранного гражданина или лица без гражданства в гостинице менее одних суток, а также кто должен оплачивать регистрацию (турист либо гостиница)[41].

Летом 2007 года ситуация с регистрацией иностранных туристов стала постепенно меняться. Так, например, в июне 2007 года программное обеспечение для получения информации о прибытии иностранного туриста в гостиницу в режиме реального времени начало тестироваться Управлением Федеральной Миграционной Службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области совместно с Администрацией г. Санкт-Петербурга[42]. С 20 августа 2007 года первые гостиницы Санкт-Петербурга установили программу электронного учета туристов «Гость», которая поможет разрешить кризис с регистрацией[43].

В мире существует несколько кардинально противоположных подходов к регистрации туристов в гостинце. Так, в одних государствах, например, в США, регистрация туриста при заключении договора на оказание гостиничных услуг не обязательна, но при заселении во многих отелях требуется депозит (блокировка определенной суммы на кредитной карте или же наличный депозит), который предоставляется как гарантия покрытия личных расходов туристов; в других странах, например, Бразилии, помимо предъявления паспорта от туриста требуют сообщить имена обоих родителей[44].

По мере оформления проживания туриста в российских гостиницах администратор гостиницы выдает ему «Карту гостя», которая служит подтверждением факта заключения договора на оказание гостиничных услуг для всех служб гостиницы и одновременно дает право поселившемуся на получение ключа от номера, внеочередное обслуживание предприятиями общественного питания, бытового обслуживания, связи и т.д., расположенных в гостинице. На числовой сетке Карты гостя отмечается период оплаты гостиничных услуг туристом. Если же период проживания продлевается, то на Карте гостя делается соответствующая отметка. А при выезде туриста из гостиницы поэтажный обслуживающий персонал делает отметку с указанием даты и часа освобождения номера (места в номере гостиницы), наименования и количества мест багажа[45]. Кроме того, гостиницы используют Карту гостя в качестве внутреннего (внутригостиничного) удостоверения личности. Такая карта необходима для подтверждения личности в средствах обслуживания гостиницы: бассейнах, пляжах, теннисных кортах и т.д. и/или при учете его расходов (приобретение продуктов питания, напитков, сувениров, обслуживание в парикмахерских и косметических кабинетах и т.д.), а также при оплате дополнительных гостиничных услуг в кредит.

Карта гостя активно используется и теми рекреационными гостиницами, что оказывают специфические услуги системы владения отдыхом (СВО) – клубный отдых и тайм-шер, для идентификации туристов при потреблении ими услуг из ассортимента, предлагаемого клубом, например, услуг сауны, косметических кабинетов, плавательных бассейнов, теннисных кортов, полей для гольфа, баров и т.д.

В виду отсутствия российской правовой базы относительно данных отношений, исполнители гостиничных услуг, занимающиеся оказанием подобного рода услуг, заключают с туристами разнообразные договоры. С экономической точки зрения, как, например, считает Е. Рогова, клубный отдых и тайм-шер представляет собой куплю-продажу периодов отдыха[46]. С данной точкой зрения вряд ли можно согласиться, так как в основе клубного отдыха и тайм-шера лежит концепция «расщепленной» собственности, характерной для англо-американской правовой системы, и, соответственно, установление нескольких титулов собственности на одно и то же имущество, «разделение» его содержания между различными лицами. В дальнейшем недвижимость гостиницы, по поводу которой у туриста возникают соответствующие права, обременяется правом пользования ею в течение определенного периода[47]. Каждый из туристов, реализующих свое право отдохнуть в данной рекреационной гостинице, рассматривается наряду с другими в качестве собственника[48]. С учетом этого делается вывод, что объектом права собственности клубного отдыха и тайм-шера может быть само право. Для российской правовой системы это неприемлемо; российское гражданское право не предполагает «деления» или «расщепления» права собственности даже в том случае, когда речь идет о сособственниках, и рассматривает только возможные ограничения. П. 3 Преамбулы Директивы ЕС «О защите приобретателей по контрактам на приобретение прав пользования недвижимым имуществом на основе тайм-шера» подтверждает, что законодательная природа прав, являющихся предметом договоров тайм-шера и клубного отдыха, может меняться с учетом национального законодательства.

В Португалии, где тайм-шер, по мнению О. Карстена[49], наиболее урегулирован, основанное на нем «право пользования помещениями» признается вещным; в Германии Законом «О правах проживания на определенный срок»[50] такое право определяется как обязательственное; в Греции договоры, заключаемые по поводу тайм-шера, признаются смешанными, включающими в себя элементы аренды и оказания услуг[51].

В настоящее время в литературе среди систем владения отдыхом представлено несколько моделей СВО: мультивладение, мультипользование, сертификатная, арендная, клубная, акционерная и вещно-правовая.

Система владения отдыхом – «мультивладение» основана на праве использовать указанный в контракте объект в течение определенного времени и обязанности материально участвовать в содержании курорта соответственно доле собственности. Право собственности клиентов отражается в регистре (реестре) собственности. Эта система предоставляет каждому собственнику исключительное право владения определенным объектом в пределах оговоренного периода, время отдыха в конкретном месте и «делится» на части, количество которых равно количеству существующих периодов отдыха.

Система владения отдыха – «мультипользование» предполагает установление прав пользования «долями собственности», на которые разделен курорт. Эта модель СВО предоставляет исключительное право пользования недвижимостью гостиницы и предлагаемым обслуживанием на протяжении определенного в контракте времени, по истечении которого право покупателя-туриста прекращается, и гостиница-курорт вновь поступает в собственность разработчика, который определяет дальнейшую судьбу гостиницы-курорта по своему усмотрению[52].

В случае применения на практике «сертификатной» модели системы владения отдыхом договор между исполнителем гостиничных услуг и туристом оформляется с помощью сертификата, который подтверждает право пользования туриста номером гостиницы в течение определенного периода времени.

Если же система владения отдыхом построена на основе «арендной модели», то между исполнителем гостиничных услуг и туристом оформляется договор аренды номера (номеров) в гостинице (по правилам ст. 606 ГК РФ). По данной модели товаром является не имущество гостиницы, а только право пользования им в течение указанных в договоре временных отрезков и на протяжении оговоренного количества лет.

«Клубная система» предполагает создание клуба отдыха компанией-владельцем гостиницы и управляющей компанией. Право собственности на недвижимость гостиницы принадлежит компании-владельцу и регистрируется на ее имя.

«Акционерная модель» тайм-шера и клубного отдыха предполагает, что гостиница делит свой капитал на определенное количество акций. Туристу передается владение акциями гостиницы, специализирующейся на системе владения отдыхом. В качестве дивидендов выступает право пользования номером (номерами) в гостинице в соответствии с уставом акционерного общества. Такая модель СВО популярна, например, во Франции и Англии[53].

Основное назначение вещного права системы владения отдыхом проявляется в обеспечении доступа к пользованию имуществом гостиницы туристу, не являющегося собственником номера (номеров) в гостинице. В этом случае вещное право туриста тесно связано с правом собственности предпринимателя на имущество гостиницы, специализирующейся на тайм-шере либо клубном отдыхе, так как это право возникает лишь по воле собственника гостиницы, существует самостоятельно (п.п. 3 и 4 ст. 216 ГК РФ) и прекращается соглашением сторон.[54].

На наш взгляд, в Российской Федерации может быть использованы «сертификационная» и клубная модели СВО, так как они наиболее просты по содержанию и вписываются в российскую правовую систему. Например, в основе клубной модели СВО может лежать институт доверительного управления имуществом (п. 1 ст. 1012 ГК РФ).

Далее рассмотрим отношения, возникающие между исполнителем гостиничных услуг и корпоративным клиентом по бронированию номера (места в номере) в гостинице.

Корпоративный клиент аналогично предыдущим субъектам осуществляет бронирование номера (места в номере) в гостинице для своих работников. Корпоративными клиентами востребованы не только услуги проживания, но и услуги, связанные с проведением корпоративных встреч, совещаний, конгрессов, обменов опытом, конференций, обучением, профессиональных выставок и т.д., и отдыхом, так как основной целью и мотивом путешествия таких туристов является профессиональная деятельность. Бизнес- и конгресс-гостиницы имеют все необходимое техническое оборудование для оказания таких гостиничных услуг: вспомогательное аудио- и видеооборудование, телеконференции, секретариат, перевод выступлений на конференциях на многие языки, бизнес-центры, предлагающие скоростной Интернет, мгновенный поиск необходимой информации, комфортабельную мебель и т.д. Конгресс-, бизнес-отели, как правило, имеют большие возможности для отдыха: площадки для гольфа, бассейны, тренажерные залы, сауны, рестораны, банкетные и диско-залы и т.д.

В Соединенных Штатах Америки корпоративные клиенты, бронирующие проведение конгрессов, конференций, съездов и т.д. в престижных для бизнеса и науки специализированных гостиницах, например, таких как «Opruland Hotel» (Нашвил, штат Теннеси), «Ne Hyatt Regency» (Чикаго), «Ne Loews Anatol hotel» (Даллас, штат Техас), могут рассчитывать на их проведение только через 2 года, а в некоторых случаях и через 10 лет[55].

В России гостиниц, специализирующихся только на проведении конгрессов, семинаров, конференций, съездов и т.д., пока нет, но по мере роста востребованности они появятся.

В последнее время у российских гостиниц появились новые клиенты – корпоративные (дипломатические и иностранные представительства, компании, заказывающие гостиничные услуги для размещения своих сотрудников), которые пользуются услугами гостиницы в течение длительного времени. На практике гостиница часто выделяет этаж (либо часть этажа), где располагаются номера, предоставляемые на длительное проживание, которые, как правило, относятся к категории «апартаменты».

По договору оказания гостиничных услуг с условием длительного проживания гостиница передает туристу во владение и пользование жилое помещение (номер гостиницы), и, кроме того, осуществляет гостиничное обслуживание, то есть персоналом гостиницы готовятся номера для заселения, а также ежедневно убирают, в установленное время меняют белье и оказывают иные услуги, входящие в стоимость номеров.

На практике корпоративные клиенты не могут рассчитывать на существенные скидки по оплате гостиничных услуг, но если бронирование осуществляется ими регулярно, то им предоставляется выгодный корпоративный тариф. Для гостиниц корпоративные клиенты являются весьма выгодными. Они обеспечивают загрузку гостиницы деловыми туристами в «несезон», период деловой активности, и, как правило, заказывают номера высокой категории, а также большой пакет дополнительных гостиничных услуг[56].

Далее рассмотрим отношения, возникающие между гостиницей и системой бронирования по поводу бронирования номера (места в номере гостиницы).

Бронирование посредством специальной системы централизованного бронирования позволяет индивидуальным туристам, туристским фирмам, корпоративным клиентом осуществлять бронирование номера (места в номере гостиницы) без их прямого обращения в гостиницу.

На практике выделяют присоединенную и неприсоединенную систему централизованного бронирования. Присоединенная система централизованного бронирования принадлежит одной гостиничной цепи. Она (система присоединенного бронирования) позволяет осуществлять бронирование номера (места в номере) гостиницы туристам, предпочитающим определенную гостиничную цепь. Для оптимизации процесса бронирования система объединяет базы данных гостиниц цепи, что позволяет бронировать номера из любой гостиницы этой цепи. Данная система востребована крупными гостиничными цепями, чьи гостиницы расположены по всему миру. В том случае если свободных мест в гостинице нет, то последняя переводит бронь в другую гостиницу той же цепи, находящуюся в этой же местности[57]. Присоединенная система позволяет значительно повысить загрузку гостиниц одной цепи.

Бронирование посредством неприсоединенной системы позволяет соединить независимые гостиницы и гостиницы, не включенные в цепь, и осуществляется аналогично предыдущему.

Другие гостиницы заключают договор с центрами бронирования, например, с такими, как «Городская служба Бронирования» в г. Москва, которая осуществляет бронирование в гостиницах гг. Москва и Санкт-Петербург[58] или «Городская служба бронирования «Альдиана-сервис»[59] г. Москва, которая бронирует номера не только в гостиницах России, но и странах ближнего и дальнего зарубежья. Такие центры предоставляют информацию о потребительских свойствах предоставляемых гостиничных услуг, порядке размещения туристов в гостиницах. Порядок бронирования аналогичен описанному ранее. В случае невозможности подтверждения брони в запрашиваемой туристом гостинице Центр предлагает ему размещение в других гостиницах этой местности.

Рассмотрим следующую структуру, охватывающую отношения, возникающие между исполнителем гостиничных услуг и туристской компанией (турфирмой) по бронированию номера (места в номере) в гостинице.

Туристская компания посредством почтовой, телефонной или иной связи осуществляет бронирование мест в гостинице для туриста/туристов – клиента/клиентов компании.

Запрос турфирмы на бронирование должен содержать востребованный ее клиентами – туристами ассортимент гостиничных услуг и категорию номеров (номера)[60]. Принятие заявки на бронирование должно подтверждаться согласно п. 6 Правил предоставления гостиничных услуг российской гостиницей письменно[61]. Международные акты, носящие рекомендательный для применения характер, предусматривают незамедлительное подтверждение заявки[62], а в соответствие с п. «в» ст. 10 Международной гостиничной Конвенции касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами 1970 года, – не более чем в течение трех суток с момента ее получения. В практической деятельности российские гостиницы, работающие с иностранными туристскими фирмами, применяют международные нормы.

Отношения по проводу бронирования туристской фирмой номера (места в номере) в гостинице условно можно разделить на:

– разовые;

– краткосрочные, т.е. рассчитанные на один туристский сезон или на календарный год;

– долгосрочные отношения, рассчитанные на срок более года.

Разовое бронирование осуществляется в порядке, предусмотренном для бронирования номера (места в номере гостиницы) индивидуальным туристом.

Краткосрочные и долгосрочные отношения по поводу бронирования места/мест в гостинице, в свою очередь, порождают два вида бронирования: гарантированное и негарантированное.

Гарантирование бронирования[63], предусмотренное международным правом, распространяется на отношения, возникающие между предпринимателями – исполнителем гостиничных услуг и туристской фирмой. Такое бронирование, как правило, осуществляется посредством банковского перевода предварительной оплаты в гостиницу до дня заезда туриста/группы туристов в гостиницу. Гостиница вправе не выполнять свои обязанности по оказанию услуг без получения обусловленной гарантированным бронированием суммы предоплаты. Срок подтверждения получения гарантированной предоплаты определяется непосредственно гостиницей и колеблется на практике от одного дня до нескольких недель, а подтверждение гостиницей получения предоплаты – в течение 72 часов[64]. Сумма предварительной оплаты согласно п. «в» ст. 11 Международной гостиничной Конвенции касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами эквивалентна цене забронированных гостиничных услуг (проживание и питание) за одни сутки в несезон[65] и за трое суток в сезон «пик». Впоследствии плата за бронирование будет вычтена из окончательного расчета[66], то есть, засчитана в счет будущих платежей.

Гарантированное бронирование позволяет исполнителю гостиничных услуг «держать» для клиентов турфирмы номера (места в номерах гостиницы). Если туристы (клиенты туристской компании) не прибывают в гостиницу, либо до установленного часа турфирма не отменяет бронирование номеров, то на последнюю налагаются штрафные санкции. Так, например, согласно п. «б» ст. 20 Кодекса Отношений между Гостиницами и Турагенствами Всемирной Ассоциации Турагенств (УФТАА) и Международной Гостиничной Ассоциации (МГА) в случае неявки туриста в гостиницу до 6-и часов вечера последняя вправе требовать компенсацию у туристской фирмы. Если компенсация не оговорена, то она равна как минимум стоимости одной ночи проживания, но не более стоимости трех ночей. Об обязанности турфирмы компенсировать гостинице реальный ущерб неприбытием туриста говорит и ст. 42 Международной гостиничной Конвенции касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами.

В случае негарантированного бронирования предоплата туристской фирмой гостинице не осуществляется, она не гарантирует гостинице оплату номеров (мест в номере) в гостинице в случае неприбытия туристов. И, если туристы не въезжают в гостиницу до шести часов вечера, то гостиница имеет право аннулировать бронирование и может добавить эти номера (места в номерах) в список свободных для заселения их «от стойки».

При заезде туристов, клиентов туристской фирмы, в гостиницу с каждым из них заключается договор на оказание гостиничных услуг аналогично договору с индивидуальным туристом. Туристы, клиенты турфирмы, предъявляют администратору на reception гостиницы ваучер[67], подтверждающий их оплату всего периода проживания в гостинице и иных дополнительных гостиничных услуг туристской фирме. Эти дополнительные гостиничные услуги оговариваются туристом и турфирмой непосредственно в момент заключения договора на оказание туристских услуг.

В Российской Федерации рассмотренные выше отношения по поводу бронирования номера (места в номере) в гостинице туристскими фирмами, корпоративными клиентами и системами бронирования не урегулированы. Это обстоятельство побуждает принятие соответствующего правового акта, в котором были бы закреплены данные вопросы. В качестве такового мог бы выступать документ, носящий рекомендательный характер, регулирующий отношения между гостиницей и турфирмой (корпоративным клиентом и/или системами бронирования). Его образовательная роль в урегулировании отношений, возникающих между гостиницей и турфирмой, корпоративным клиентом и/или системами бронирования поспособствует дальнейшему развитию российской сферы гостиничных услуг. Данный документ должен учитывать положения действующего российского законодательства, сложившуюся российскую и зарубежную практику ведения гостиничной деятельности, этические нормы, конкретные потребности и условия деятельности российских гостиниц индустрии туризма на текущем этапе их развития и разрабатываться под руководством Министерства спорта и туризма РФ.

В последнюю группу договорных связей гостиницы можно включить, например, договоры аренды, поставки, перевозки, охраны гостиницы, купли-продажи, водо- и энергоснабжения, оказания услуг связи и др., посреднические – договоры коммерческой концессии, поручения, агентирования и некоторые другие.

Учитывая, что основной целью деятельности исполнителя услуг является оказание гостиничных услуг туристам, то договоры, включенные в последнюю группу договорных связей, можно справедливо назвать обеспечительными, поскольку именно они создают материальные условия для установления и исполнения гражданско-правовых договоров на оказание гостиничных услуг.

Рассмотренная выше структура договорных связей предполагает заключение договора на оказание гостиничных услуг и договоров, обеспечивающих нормальное производственное функционирование гостиницы. Так как договоры, включаемые во вторую группу, заключаемые гостиницей с контрагентами, не обладают соответствующей спецификой, то в связи с этим более подробно остановимся на договоре на оказание гостиничных услуг.