Культура каждого народа относительна, и поэтому адекватно оценить ее можно только в рамках своей культуры.

Культурный шок в процессе освоения чужой культуры

 

Стрессогенное воздействие новой культуры на человека называют культурным шоком (шок перехода, культурная утомляемость). Термин «культурный шок» был введен в научный оборот К.Обергом в 1960 году. Он констатировал, что ознакомление, вхождение в чужую культуру сопровождается целым рядом неприятных ощущений. Обычно выделяют 6 форм его проявления:

- напряжение из-за усилий для достижения психологической адаптации;

- чувство потери из-за отсутствия друзей (собственности, своего положения, профессии для мигрантов);

- чувства отторженности в новой культуре, которая может вызывать чувство отрицания этой культуры;

- нарушение чувства самоидентификации и ролевых ожиданий;

- тревога, негодование из-за осознания культурных различий;

- чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.

 

Главной причиной культурного шока является различие культур.В обыденном сознании свои культурные ценности воспринимаются как лучшие и более понятные. Владение множеством символов, образов, стереотипов поведения, характерных для каждой культуры, позволяет индивидууму автоматически, неосознанно действовать в различных ситуациях. Такой подход можно было бы считать совершенно естественным, и это действует в рамках свой страны, своей культуры, но нередко одни и те же явления в разных культурах воспринимаются с разной коннотацией, интерпретируются иначе. В силу вступает положение, известное в культурной антропологии как культурный релятивизм.

 

 

Привычная система представлений в рамках новой культуры становится неэффективной, поскольку она основывается на иных представлениях о мире, системе взаимоотношений, приоритетов, ценностях, стереотипах языковых и поведения. В результате этого человек испытывает культурный дискомфорт. Но наряду с негативными проявлениями культурный шок является частью системы адаптации, приобретения новых знаний, расширения кругозора человека. Все чаще специалисты говорят в этом случае о стрессе аккультурации.

Ступени адаптации человека в новой культуре имеют параболическую зависимость во времени, в которой можно выделить несколько основных состояний.

Первый период – можно назвать эйфорией или «медовым месяцем». Чужая культура не осознается в ее сложной структуре.

Второй период связан с негативными воздействиями окружающей среды, непонимания местных условий, культурных проявлений, отличных от привычных. Для этого периода характерно стремление к взаимодействию с представителями родной культуры.

Третий период – критический, стресс аккультурации достигает своего максимума, но он характеризуется стремлением преодолеть культурные различия, активным изучением языка, знакомством с местной культурой, заведение новых связей среди местного населения.

Четверная стадия характеризуется появлением оптимистического настроя, активизацией интеграции в новое общество.

Пятая стадия – соответствия индивида и культурной среды.

Степень выраженности культурного шокаи его продолжительность зависят от множества факторов, прежде всего от пола, возраста, черт характера. Но наиболее важным фактором является фактор образования, мотивы адаптации, а также культурная дистанция, отделяющая культуры. Безусловным фактором является настроенность окружающих по отношению к явлениям иной культуры.

 

Речь о межкультурной коммуникации можно вести лишь тогда, когда у взаимодействующих сторон имеется осознание факта чужеродности друг друга. В этом смысле должны формироваться умения взаимодействовать. Для неподготовленных коммуникантов с точки зрения целевых установок и представлений о культурных различиях фактически запрограммирован конфликт непонимания культур.

Пересечение коммуникативных пространств индивидов, относящихся к разным культурам, дает эффективный результат общности при владении коммуникантами определенной частью энциклопедических знаний о реальном мире, умении использовать соответствующие средства общения, например, когнитивные пространства социумного (профессионального) или ситуационного порядка.