Инкультурация и социализация как формы освоения культуры

Личная идентичность

Каждый человек неосознанно является носителем той культуры, в которой он вырос. Специфические особенности своей культуры индивид воспринимает как данность. Личная идентичность человека связывается с представлением его о своем месте и роли как члена социальной или этнической группы, о своих способностях и деловых качествах. Человек обладает сразу несколькими идентичностями: по полу, этничности, религиозной принадлежности, национальности, расе возрасту. Взаимодействие идентичностей облегчает согласование отношений и коммуникации, определяет ее вид и механизм. В то же время идентичность может создавать препятствия для коммуникации, проявляясь в стиле речи, тематике общения, жестикуляции, которые могут быть уместными и неуместными. Жизненный опыт каждого человека неповторим и уникален, и в силу этого мы по-разному реагируем на внешний мир.

 

Таким образом культурное пространство нашего сознания связано с отражением и структурированием феноменов культуры как в индивидуальном, так и общественном человеческом сознании. При этом в нем можно условно выделить центральную область и периферийные компоненты. Центральная область связана с национальным культурным пространством, присущим практически всем членам культурного сообщества.

При этом каждый человек обладает собственной, конкретной структурой совокупности знаний и представлений, которую называем индивидуальным когнитивным пространство. Кроме того, существуют некие коллективные когнитивные пространства, которые соответствуют совокупности знаний определенной профессиональной, конфессиональной и т.п. направленности. Они соотносятся с когнитивной базой национального культурного пространства, выступая в качестве когнитивных аспектов личности, тем не менее, нередко вступающих в конфликтные отношения с самой когнитивной базой. Зона пересечения коммуникативных пространств создает неповторимое своеобразие восприятия окружающего мира конкретным индивидом.

 

 

Социальная интегрированность человека в общество, в котором ему предстоит жить, является чрезвычайно важным фактором его жизни. Любому необходимо приспособляться к обществу, иначе индивид обречен на одиночество, изоляцию, мизантропию (ненависть к людям, отчужденность). Индивидуальное развитие человека начинается с его вхождения в мир, с самого раннего детства усваивая образчики поведения, мышления, язык, нормы нравственности, поведения, ценностные категории. Этот процесс обозначается как социализация и инкультурация. Во многом эти понятия сходны, при более строгом рассмотрении понимание термина социализация связано с процессом усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида.

Социализация - гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им языка, ценностей и норм культуры, формирование мировоззрения, что делает его способным быть членом. Но в разных обществах ценность личности определяется по различным критериям, по- своему происходит процесс воспитания личности (примеры Японии, России, Англии).

Инкультурация подразумевает обучение человека традициям, нормам поведения в конкретной культуре, это происходит в процессе взаимного воздействия культуры на человека и человека на культуру. Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами общества и его отличие от представителей других культур. По характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации, т.к. усвоение социальных законов жизни происходит значительно быстрее, чем усвоение норм культуры, ценностей, традиций и обычаев. Инкультрация способствует приобретению следующих знаний и навыков:

- в области жизнеобеспечения, как профессиональная деятельность, домашний труд, потребление и приобретение товаров и услуг; соблюдение личной гигиены, потребление пищи пассивный отдых.

- личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования

общественная активность;

- социальная коммуникация: формальное и неформальное общение;

Человек получает способность самостоятельного овладевать достаточно большим объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность, комбинировать эти знания и навыки для решения собственных проблем. Индивид приобретает возможность принимать или отвергать то, что ему предлагается культурой, он получает доступ к творчеству. Происходит его индивидуализация и персонификация. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, правила поведения, роли под влиянием социокультурного окружения (семья, возрастные группы, школа, СМИ, различные организации - от церкви до объединения по интересам) .

Наиболее распространенный способ приобретения познаний – наблюдение за поведением других людей. Иначе говоря, культура учит нас, что, где, когда, как следует делать.

В результате социализации человек становится полноправным членом общества, свободно выполняя требуемые социальные роли.

В результате инкультурации человек способен свободно ориентироваться в окружающей его социальной среде, пользоваться большинством предметов, обмениваться результатами умственного и физического труда, находить взаимопонимание с другими членами сообщества. И тот и другой процесс, как правило, реализуется в ходе научения без специального обучения, но некоторые происходят в специальных институтах социализации (школы, вузы).

Среди психологических механизмов инкультурации следует выделить имитацию – осознанное стремление к какой-либо модели поведения; идентификация– способ усвоения ценностей, поведения норм как собственных; чувство стыда и вины.

Заимствование элементов культуры одного этноса другим чаще всего связано с переосмыслением его, коррекцией и приобретением нового, иного смысла, отличного от того, который был характерен для него в исходной культуре.

Универсальные понятия «пространство», «причина», «судьба», «время» принадлежат к определяющим категориям человеческого сознания, А,Я.Гуревич пишет, что в каждой культуре они связаны между собой, образуя своеобразную модель мира, с помощью которой «люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании», пространственные и временные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит.[106] Дюркгейм Э. подчеркивал, что время является социальной категорией мышления, творением общества, объектом коллективных представлений.[107]

Видение мира одним народом нельзя простым перекодированием перенести на язык другого народа.

Наглядный материал представлен в материалах Ассоциативных тезаурусов современного русского и английского языков. Например, у русских время ассоциируется с представлением его как особой ценности: время - деньги (фраза Бенджамина Франклина), как нельзя лучше отражают статус времени у нашего народа такие устойчивые словосочетания, как потерять, отнять, дать время, кончиться. Другой устойчивой ассоциацией является соотнесение времени с ценностью и редкостью его: у меня мало времени, у меня не хватает времени, я не располагаю временем.

У англичан time связывается не с с ценностными позициями, а с чаем (for tea, tea), джентльменом (gentlemen). В образе мира англичан времяассоциируется с часами - карманными или наручными (watch), настенными, башенными (clock)). Время - это час (hour), день (day), возраст (age). Воскресенье воспринимается нами как последний день недели, у англичан – это первый день, начало недели.