Функции коммуникации

Каналы коммуникации

 

Каналы коммуникации могут рассматриваться как механизмы функционирования коммуникации в виде путей, способов и средств передачи информации. В теории коммуникации в качестве каналов принять выделять межличностные каналы и средства массовой коммуникации.

В рассматриваемом нами варианте межличностной коммуникации в качестве средств передачи информации используются, как правило, вербальные, невербальные средства.

Вербальные средства общения - речь, язык, слово. В процессе реального общения люди чаще всего используют именно возможности языка. Первое место среди национально- специфических компонентов культуры занимает язык, он является не только средством общения людей, но и разобщения. Внутри этноса язык представляет фактор интеграции, а во вне – дифференцирующий признак этноса. Язык является воплощением коммуникативных процессов в обществе.

 

Создавая или воспринимая сообщение как форму в виде определенного текста, отправитель или получатель конструирует из ассоциируемых им образов содержание, которое доступно ему и может быть адресовано (воспринято) другой стороной при наличии общности конкретной национальной культуры, уровня образованности, уровня компетенции, эмоционального компонента.

Носителю другой культуры постижение содержания может быть доступно в той мере, в какой совпадают употребляемые системы исходных культур.

В этом отношении особый смысл в коммуникативных процессах приобретает триада Ч.С. Пирса, в которой наряду с предметным и смысловым компонентами знака присутствует экспрессивная составляющая как рефлексия пользователя на знак.

В реализации синхронной коммуникации большую роль играют невербальные компоненты – жесты, мимика, телодвижения, взгляды, дистанции и пространство общения, одежды, запахи, а также паралингвистические средства- интонация, тембр голоса, скорость речи, несущие до 65% информации, передаваемой в процессе коммуникации.

 

 

Функциональный анализ коммуникации дает возможность выявить ту социальную роль, которую она выполняет в обществе, отвечая на вопрос, почему осуществляется коммуникация.

Можно выделить функции передачи информации, в которых коммуникация играет роль посредника при обмене людьми разного рода знаниями и сведениями.

Информационнаяфункция коммуникации позволяет совершать обмен информацией для достижения какой-либо практической цели.

Социальная функция заключается в формировании и развитии навыков взаимоотношения людей, согласование или соотношение своих действий с действиями других людей вырабатывается в процессе общения, возникают общие или противоположные мнения, мировоззрение, реакция на какие-либо события. Происходит социализация индивида.

Экспрессивная функция связана с восприятием и пониманием эмоциональных переживаний партнеров, начинается всегда с установления контакта между участниками коммуникации. При этом важно не только передать информацию, выбрав необходимые для этого языковые средства, но и дополнить их невербальными средствами (улыбка, рукопожатие). Экспрессивная функция выражается в передаче в коммуникационном процессе эмоций, которые влияют на восприятие сообщения, а также могут воздействовать на изменение эмоционального состояния другой стороны.

Прагматическая функция выражается в регламентации деятельности участников коммуникации, в том числе в побуждении к какому-либо действию, оценке для достижения поставленных (намеченных) целей.

Интерпретативная функция служит для понимания действий, высказываний, намерений, установок в соответствии с определенной системой ценностей и ориентиров.