Бухгалтерский баланс (заключительный)
Таблица 3.20
Оборотная ведомость по счетам Главной книги
Таблица 3.19
№ счета | Наименование счета | Сальдо на начало месяца | Обороты за месяц | Сальдо на конец месяца | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
Основные средства | 200 000 | — | — | — | 200 000 | — | |
Материалы | — | — | 50 000 | 40 000 | 10 000 | — | |
Основное производство | 74 000 | 70 000 | 4 000 | ||||
Готовая продукция | 70 000 | 65 000 | 5 000 | ||||
Касса | 22 000 | 22 000 | |||||
Расчетные счета | 149 500 | 90 000 | 74 000 | 165 500 | |||
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 40 000 | 50 000 | 10 000 | ||||
Расчеты с покупателями и заказчиками | 80 000 | 80 000 | |||||
Расчеты по налогам и сборам | 3 000 | 3 000 | |||||
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению | 9 000 | 9 000 | |||||
Расчеты с персоналом по оплате труда | 25 000 | 25 000 | |||||
Расчеты с учредителями | 150 000 | 10 000 | 140 000 | ||||
Уставный капитал | 500 000 | 500 000 | |||||
Продажи | 80 000 | 80 000 | |||||
Прибыли и убытки | 15 000 | 15 000 | |||||
Итого | 500 000 | 500 000 | 543 000 | 543 000 | 525 000 | 525 000 |
На основе сведений оборотной ведомости составляется заключительный бухгалтерский баланс.
АКТИВ | Сумма, руб. | ПАССИВ | Сумма, руб. |
Внеоборотные активы | Капитал и резервы | ||
Основные средства | 200 000 | Уставный капитал | 500 000 |
Оборотные активы | Нераспределенная прибыль | 15 000 | |
Запасы: | Краткосрочные обязательства | ||
· материалы | 10 000 | Кредиторская задолженность: | |
· затраты в незавершенном производстве | 4 000 | · перед поставщиками | 10 000 |
· готовая продукция | 5 000 | ||
Дебиторская задолженность учредителей | 140 000 | ||
Денежные средства: | |||
· касса | |||
· расчетный счет | 165 500 | ||
Баланс | 525 000 | Баланс | 525 000 |
Взаимосвязь между счетами и бухгалтерским балансом заключается в следующем. В начале отчетного периода по данным бухгалтерского баланса открывают счета. На каждый объект бухгалтерского учета (активы, капитал, обязательства) открывают синтетический счет, на котором записывают остаток. В развитие счетов первого порядка открывают счета второго порядка — субсчета, а также аналитические счета. На протяжении отчетного периода на счетах отражают хозяйственные операции с указанием корреспондирующих счетов, подсчитывают обороты и остатки. На основе данных об остатках на синтетических счетах составляют бухгалтерский баланс организации на конец отчетного периода.
Последовательность выполнения действий по наблюдению, регистрации, группировке и обобщению фактов хозяйственной деятельности организации называется бухгалтерской процедурой. В основе бухгалтерской процедуры лежит непрерывная регистрация фактов хозяйственной деятельности с момента создания организации в качестве юридического лица до ее реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством.
Бухгалтерская процедура осуществляется поэтапно.
1. Составление инвентаря, содержащего перечень активов и обязательств организации.
2. Составление по данным инвентаря вступительного бухгалтерского баланса.
3. Заполнение Главной книги по данным вступительного бухгалтерского баланса.
4. Регистрация в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности отчетного периода в Журнале.
5. Систематизация на счетах Главной книги данных журнала.
6. Обобщение данных Главной книги в оборотной ведомости.
7. Составление на основе данных оборотной ведомости заключительного бухгалтерского баланса.
8. Использование данных Главной книги для интерпретации (анализа) хозяйственной деятельности.
9. Принятие управленческих решений по результатам анализа заключительного бухгалтерского баланса.
Бухгалтерская процедура включает обработку информации о фактах хозяйственной деятельности организации и обеспечивает внутренний контроль данных бухгалтерского учета. Универсальный характер бухгалтерской процедуры позволяет рассматривать ее как модель технологической обработки данных, содержащихся в первичных документах.
В практической деятельности организаций порядок осуществления бухгалтерской процедуры находится под влиянием профессионального суждения бухгалтера и заключается в проведении конкретных мероприятий. Особенности бухгалтерской процедуры проявляются при создании внутренних документов, выборе формы бухгалтерского учета, отражении фактов хозяйственной деятельности, формировании показателей отчетности. Построение журнала регистрации хозяйственных операций и Главной книги зависит от установленной учетной политикой формы бухгалтерского учета, однако при необходимости главный бухгалтер может внести в Главную книгу изменения и дополнения.
При составлении бухгалтерской отчетности бухгалтер исходя из существенности информации самостоятельно определяет способы раскрытия информации об объектах бухгалтерского учета в пояснениях к отчетности.