ПОНЯТИЕ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Правила определения

 

Определение должно быть не только истинным по содержанию, но и правильным по своему строению, по форме.

Если истинность опре­деления обусловливается соответствием указанных в нем признаков действительным свойствам определяемого предмета, то его правиль­ность зависит от его структуры, которая регулируется логическими правилами. Этих правил четыре.

1. Соразмерность определения. Определение должно быть соразмерным.

Дефиниендум и дефиниенс должны быть взаимозаменяемы, то есть их объемы должны быть одинаковы.

Правило соразмерности требует, чтобы объем определяемого по­нятия был равен объему определяющего (А = Вс, или Dfd = Dfn).

Нарушение этого правила приводит к таким логическим ошибкам:

«слишком широкое определение»;

«слишком узкое определение».

~ «Слишком широкое определение» – это логическая ошибка, возникаю­щая, когда объем дефиниенса шире, чем объем дефиниендума (объем определяю­щего понятия шире объема определяемого понятия). (А < Вс).

Пример:

В определении «Логика – это наука, которая изучает мышление человека» объемы понятий «логика» и «наука,, которая изучает мышление человека» не тождественны, так как существуют научные дисциплины, кроме логики, которые изучают мышление человека: философия, психология, физиология высшей нервной деятельности и др.

Ина­че говоря, эти понятия должны находиться в отношении равнообъемности. Например, определение «Рецидивист – лицо, совершившее умышленное преступление после судимости за ранее совершенное умышленное преступление» является соразмерным. Если же «реци­дивист» определяется как лицо, совершившее умышленное преступ­ление, то правило соразмерности будет нарушено: объем определяю­щего понятия («лицо, совершившее умышленное преступление») шире объема определяемого понятия («рецидивист»).

 

~ «Слишком узкое определение» –это логическая ошибка, имеющая ме­сто тогда, когда объем дефиниенса уже, чем объем дефиниендума (определяющее поня­тие по своему объему уже определяемого). (А > Вс).

Примеры:

- В определении «Студент –это человек, который обучается в университете» объем понятия «человек, который обучается в университете» (дефиниенса) уже, чем объем понятия «студент» (дефиниендума), поскольку студенты обу­чаются не только в университетах, но и в других высших учебных заведениях, например, в институтах, академиях.

- Такая ошибка бу­дет допущена, если, например, рецидивиста определить как лицо, со­вершившее умышленное преступление после судимости за ранее совершенное умышленное преступление против собственности. В этом примере определяющее понятие не охватывает других видов преступ­лений, за которые рецидивист мог быть осужден в прошлом.

2. Запрет круга. Определение не должно заключать в себе круга.

Если при определении мы прибегаем к другому понятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое опреде­ление содержит в себе порочный круг.

Нарушение этого правила приводит к логической ошибке «круг в оп­ределении».

«Круг в определении» –это логическая ошибка, возникающая, когда дефиниендум определяют через дефиниенс, и наоборот, дефиниенс че­рез дефиниендум.

Примеры:

Два определения «Право – это наука, которая изучает правовые отноше­ния» и «Правовые отношения – это отношения, которые изучает право» во взаимосвязи дают ошибку «круг в определении».

Вращение определя­ется как движение вокруг оси, а ось – как прямая, вокруг которой происходит вращение.

 

~ Разновидностью ошибки «круг в определении» является логическая ошибка «тавтология».

«Тавтология» –это логическая ошибка, возникающая, когда дефи­ниендум и дефиниенс выражают одинаковыми словами (ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторя­ет определяемое)

Примеры:

«Жизнь – это жизнь», «На войне как на войне».

«Идеалист – человек идеалистических убеждений»;

«Неосторожное преступление – это преступление, со­вершенное по неосторожности».

Эти и им подобные определения не раскрывают содержания понятия. Если мы не знаем содержания по­нятия «идеалист», то указание на то, что это человек идеалистических убеждений, ничего не прибавит к нашим знаниям.

Тавтология, как это видно из приведенных примеров, отличается от круга в определении меньшей сложностью построения.

 

3. Ясность определения. Определение должно быть ясным.

- Определение должно указывать на известные признаки, не нужда­ющиеся в определении и не содержащие двусмысленности.

- Имеется в виду использование в определениях только таких выраже­ний, которые известны и понятны тем, на кого это определение рассчи­тано. Желательно также не использовать в определениях метафор и об­разных выражений.

Пример:

Понятие «пролегомены» можно определить как пропедевтику. Но такое определение будет понятно только тем людям, которые знают, что пропедевтика – это введение в определенную науку, концепцию, теорию Дня большинства людей это определение будет определением ней неизвестного через неизвестное.

 

Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого неиз­вестны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошиб­ке, называемой определением неизвестного через неизвестное, или опре­делением х через у.

Примеры:

- определение «Индетерминизм – это философская концепция, противоположная детерминизму», в ко­тором понятие «детерминизм» само нуждается в определении.

- Не будут определениями и такие высказывания: «Язык – это дом бытия человека»; «Архитектура это застывшая музыка», «Артиллерия – бог войны», Овал – это круг в стесненных обстоятельствах».

Правило ясности предостерегает от подмены определения метафора­ми, сравнениями и т. д., которые, хотя и помогают составить представ­ление о предмете, однако не раскрывают его существенных признаков.

 

4. Определение не должно быть отрицательным. Любое определение раскрывает существенные признаки предмета. Если же определение отрицательное, то оно не выполняет эту функцию, а только указывает на множество тех признаков, которые этому предмету не принадлежат. «Сравнение – не доказательство».

Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется.

☼ Примеры правильных определений:

«Безбож­ник – это человек, не признающий существования Бога», «Бесхозное имущество – имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен».

Примеры логической ошибки:

«Животное – это не растение», «Логика – это не право», «Женщина это не мужчина».

Неявные определения

При помощи определения через род и видовое отличие можно оп­ределить большинство понятий.

Однако для некоторых понятий этот прием непригоден.

Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широкие понятия (категории), так как они не имеют рода, также единичные понятия, не имеющие видового отличия.

В этих слу­чаях прибегают к неявным определениям, заменяющим определение.

Неявное определение –это определение, которое не имеет форму тож­дества дефиниендума и дефиниенса.

 

В таких определениях содержание понятия выводят из системы отно­шений этого понятия к другим понятиям в определенном контексте.

 

К неявным определениям относится

определение через отношение к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное, аксиоматические и некоторые другие.

 

~ Первое из указанных определений широко используется при определении философских категорий.

Примеры: «Свобода есть осознанная необходимость»; «Возможность – потенциальная дейст­вительность»; «Действительность – реализованная возможность».

 

~ В контекстуальном определении содержание понятия раскрывается в относительно самостоятельном по смыслу отрывке письменной или устной речи (контексте).

Примеры:

- Понятие «категорический» может быть установлено в контексте: «В своих письмах я прошу у вас только категорического, прямого ответа – да или нет» (Чехов).

- Когда мы слышим во время разговора какое-то неизвестное нам по своему значению слово, то не уточняем его, а пробуем установить значение, исходя из контекста беседы.

- Еще одной иллюстрацией контекстуального определения может быть ситуация чтения текста на иностранном языке. Если мы находим несколько неизвестных слов, то не обращаемся к словарю – в некоторых случаях их значение можно установить при помощи контекста.

~ Остенсивным (от латинского слова ostendo – «показываю») называ­ется определение, устанавливающее значение термина путем демонстра­ции предмета, обозначаемого этим термином.

Эти определения приме­няются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию.

Примеры:

- Характерным примером использования остенсивных определений является ситуция освоение языка детьми, когда взрослые указывают на определенные предметы и одновременно проговаривают слова, обозначающие эти предметы. Рассмотрим ситуацию-пример: родители хотят объяснить ребенку, что такое тигр. В зоопарке рядом с клеткой тигра они показывают на животное и говорят: «Это тигр».

- Остенсивное определение используется также для характеристики простейших свойств вещей: цвета, запаха, вкуса и т. п.

Серьезным недостатком остенсивных определений является их незавершенность. Беря за основу такие определения, трудно выделить оп­ределенный предмет из множества однородных предметов (например, выделить тигра из множества животных). Также трудно отличить то, что является общим для всего множества предметов, от того, что характеризует именно этот конкретный предмет (человек, который впервые увидел тигра в зоопарке, может подумать, что он всегда живет в клетке).

Конечно, при помощи остенсивных определений можно определить далеко не все понятия, а только самые простые. И все же без остенсив­ных определений познание окружающего мира было бы ограниченным, особенно в детском возрасте.

~ Аксиоматическое определение –это вид неявного определения, в котором контекстом является совокупность аксиом определенной теории.

Пример: Термины «точка», «прямая», «площадь» в свое время были определены при помощи аксиом геометрии Эвклида. Эти аксиомы являются конкретным контекстом, в котором встречаются и определяются исследуемые понятия.

 

Аксиоматические определения считают одной из высших форм определения в науке. Не каждая теория способна определить свои исходные понятия. Для этого необходим достаточно высокий уровень развития знаний в определенной отрасли исследования.

Приемы, заменяющие определение

Кроме определений, существуют другие познавательные приемы, похожие на них. Эти приемы не являются определениями в строгом по­нимании этого слова. В связи с этим они не могут полностью заменить последние в различных контекстах. Хотя в некоторых случаях их исполь­зование оправданно.

Приемы, похожие на определения это:

· описание; характеристика; сравнение; различение.

 

~ Описание – это прием, который состоит в перечислении признаков предмета с целью нестрогого выделения его из ряда похожих на него предметов.

Описание может включать как существенные, так и несущественные признаки предмета (в отличие от собственно определений, когда фикси­руют только существенные признаки).

Описание часто используют в художественной и исторической лите­ратуре (описание природы, персонажей художественных произведений, исторических деятелей), а также в юридической практике (описание места совершения преступления, внешнего вида преступника).

Пример: «Я красивый, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил» (А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»).

 

~ Характеристика – это прием, который состоит в перечислении не­которых признаков предмета, важных в определенном отношении.

В отличие от описания, характеристика, прежде всего, фиксирует ка­кой-то отличительный признак (или совокупность признаков) предмета, а не просто фиксирует его внешний вид.

Пример:«Зеленоглазая шатенка, Близнецы, с неполным высшим образованием, владеющая немецким языком, хормейстер, добрая, с чувством юмора, ком­муникабельная, интеллигентная, без детей и вредных привычек, жильем обеспечена».

Характеристика состоит в указании отличительных характерных признаков единичного предмета (лица, события и т. д.).

Характеризуя Пугачева, следовало бы указать, что он донской казак, участник семилетней и русско-турецкой войн, хорунжий, пред­водитель Крестьянской войны 1773–1775 гг., проявил выдающиеся организаторские способности.

В характеристике может быть указан только один важный в каком-либо отношении признак. К. Маркс назвал Аристотеля «величайшим мыслителем древности»; И. М. Сеченов, по словам И. П. Павлова, – «отец русской физиологии».

~ При помощи сравнения один предмет сравнивается с другим, сход­ным в каком-либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета.

Примеры: Широко известны яркие сравнения, принадлежащие философам, писателям, ученым: «Книги – величественные маяки в океане време­ни» (Ф.Ницше), «Слово – полководец человечьей силы» (В.Маяков­ский), «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння» (К.Прутков). А.С.Пушкин сравнивал славу поэта с яркой заплатой на ветхом рубище певца. «Мысли, как перелетные птицы, если их не поймаешь сразу, они могут улететь навсегда» (П.Буаст).

 

~ Различение – прием, который устанавливает признаки, отличающие один предмет от другого (подобного ему) предмета. Примером может быть ситуация розыска людей, когда фиксируют какие-то особые приметы разыскиваемого человека.

 

 

ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Сущность деления

При изучении какого-либо понятия нередко встает задача раскрыть его объем, т. е. распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы. Так, чтобы лучше понять, что такое сделка (действие гражданина или организации, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей), следует разделить сделки на виды: многосторонние, двусторонние и односторонние.

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется де­лением.