Концепция фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте
Концепция специализации в производстве продукции
Концепция лидерства в минимизации издержек производства
Три основных вопроса, связанных с положением фирмы на рынке
Определение стратегии для фирмы
Понятие концепции стратегического развития
1. Концепция стратегического управления определяет стратегическое управление компании как важнейшую составляющую жизни современной организации, касающуюся трех жизненно важных, ключевых сфер организации, к которым относятся:
• выработка и осуществление стратегии развития и поведения во внешней сфере;
• выработка и осуществление стратегии в отношении создаваемого организацией продукта;
• выработка и реализация стратегии в отношении персонала организации.
2. Определение стратегии для фирмыпринципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые они вписываются.
Как было сказано выше, в самом общем виде стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к достижению ее основных целей.
3. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении верхнего уровня организации. Для более низкого иерархического уровня стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она является средством. При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами,связанными с положением фирмы на рынке:
• какой бизнес прекратить?
• какой бизнес продолжить?
• в какой бизнес перейти?
Это значит, что стратегия концентрирует внимание и связана с тем:
• что организация делает и чего не делает;
• что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.
ВОПРОС 122. Три основные области выработки стратегии
фирмы на рынке
1. Существуют три основные области выработки стратегии фирмы на рынке.
Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегии нацелен на достижение компанией самых низких издержек производства и реализации своей продукции.
В результате она может за счет низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие подобный тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологическую и инженерно-конструкторскую базу, а также отлаженную систему распределения продукции. Маркетинг при данной стратегии необязательно должен быть высоко развит.
2.Вторая область выработки стратегии связана со специализацией в производстве продукции.В этом случае фирма должна осуществлять вьсокоспециализированное производство и маркетинг для того, чтобы стать лидером в производстве своей продукции. Это позволит привлечь к своей марке потребителя, даже если цена достаточно высокая.
Фирмы, реализующие этот тип стратегии, имеют высокий потенциал для проведения НИОКР, имеют прекрасных дизайнеров, развитую систему контроля и обеспечения качества продукции, а также продвинутый маркетинг.
3. Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте.В этом случае фирма не стремится работать на всем рынке, а только на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в определенном типе продукции. В данном случае фирма может стремится к снижению издержек либо же проводить политику специализации в производстве продукта.
Возможно и совмещение этих двух подходов. Однако совершенно обязательным для проведения стратегии третьего вида является то, что "фирма строит свою деятельность на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, то есть должна в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов.
ВОПРОС 123. Формы и методы конкурентной борьбы
Находясь в конкурентном окружении, фирмы прибегают к множеству различных форм и методов конкурентной борьбы, зачастую далеко выходящих за пределы традиционной конкуренции продуктом. Однако значение и роль конкуренции продуктом в общей конкурентной борьбе фирмы не уменьшается. Более того, именно эта форма конкуренции в конечном счете является решающей для долгосрочного выживания фирмы. Обратимся к конкретным примерам.
Долгое время считалось, что такой гигант, как "Дженерал моторс", не может быть низвергнут никакими силами, разве что только силой государства. Считалось, что "Дженерал моторс" настолько мощна, что ей не страшна никакая конкуренция. Экономический потенциал компании позволял ей назначать цены на легковые автомобили, дизели, грузовики, холодильники и прочие предлагаемые ею товары и быть уверенной, что никакой покупатель не в состоянии ничего изменить, отказавшись от ее услуг. Тем не менее "Дженерал моторс" в свое время все же оказалась на грани катастрофы и американскому государству пришлось спасать ее от полного краха. Основной причиной кризисного положения корпорации стало то, что ее продукция уступила в конкурентной борьбе товарам японских автомобильных фирм.
ВОПРОС 124. Мобилизация ресурсов
1. Значение мобилизации ресурсов для деятельности фирмы