Богоискательство Толстого

Этическое учение

«Добро – есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру, то есть к Богу. Добро есть действительно понятие основное, метафизически составляющее сущность нашего сознания, понятие, не определяемое разумом. Добро есть то, что никак не может быть определено, но что определяет все остальное». Онтологичность и первичность добра, неразрывность добра и жизни. Бытийственность добра состоит не только в его связи с бесконечной мировой жизнью, нередко отождествляемой с Богом, но и с общественной жизнью людей, со всеми их социальными отношениями. Основное средство обретения добра как истины, на основе которой должно строиться и развиваться добро как жизнь личности, — понимание. Моралистический рационализм Толстого — требование подчинить науку и искусство познанию, пониманию добра, обретению того, что он называет иногда «религиозным сознанием», не вкладывая в этот термин ничего мистического, но, напротив, рассматривая его как высшее достижение мыслящего человечества. Особое значение Толстой придавал любви, смирению, непротивлению злу силой и братству людей. В этом смысле этика Толстого – это этика любви, непротивления, братства, этика родовой, общинной жизни, связанной со всякой другой, окружающей человека жизнью, ибо «благо наше только в единении и братстве людей». Этика народности и покорности в общинной жизни, этика простой веры в жизнь составляет существенную черту нравственной философии Толстого. Этика не ограничивается только учением, толкованием добра, т.е. этикой как «измом». Сила морализма Толстого – во властной, идущей от живого ощущения добра энергии проповедовать его, нести людям, давать его им и тем самым делать добро, умножать его.

Бог Толстого – проявляется лишь как источник, точнее, «сеятель» жизни. Минимизация значения Бога в жизни людей была у Толстого столь явной, что идея Бога ставилась им в один ряд с понятиями добра и жизни. Таким же образом поступил он и с термином «религия», из которого устранялось всякое мистическое содержание. Религия как социальное явление рассматривалась Толстым в качестве указателя прогресса во вполне светском, мирском значении этого слова. «Религии культа» – православие, католицизм, протестантизм – не являются истинными ориентирами движения общества вперед. Очевидно, что религиозные искания Толстого были подчинены его поискам добра, справедливости, поискам путей их осуществления земными и обыкновенными, доступными буквально всем и каждому средствами. Этика любви, непротивления, прощения и смирения «обрамлена» идеями несогласия, отрицания и даже бунта против всего того, что мешает добру утвердить себя. Этический редукционизм Толстого, сводящий науку и искусство исключительно к роли средств достижения добра. Моральном анархизме, с позиций которого Толстой отрицал многие социальные институты власти, церковь, технические достижения и т. д. Редукционистский этизм является одним из истоков социального критицизма и социальной философии Толстого.