Этика антиномического стоицизма
Этический хаосокосмос
Достоевский рассматривает, по меньшей мере, три варианта этики, точнее нравственного сознания. Это (1) этика смирения, жертвенности и любви, (2) этика бунта или своеволия и (3) некая трудно схватываемая в понятиях этика антиномического стоицизма. Границы этих нравственных сознаний, соответствующих трем видам этики, весьма подвижны и нередко размыты. Более того, они могут формироваться, перетекать друг в друга. Вот почему можно определить нравственный мир, создаваемый Достоевским, как этический хаосокосмос. Это определение подчеркивает специфику «строения», «структуры» этого мира добра и зла как состоящего из таких моральных сфер, в которые врываются или всегда могут ворваться хаотические неморальные или аморальные силы, разрушающие целостность, чистоту и ясность нравственного сознания. Это такой космос, в который «встроены» «хаотические» процессы. Это не только строго упорядоченный и систематизированный, довлеющий себе нравственный миропорядок, и не только этический произвол, хаос и субъективизм, а некое сложное переплетение того и другого.
Достоевский призывает к этическому максимализму. Однако этика в жизни не может быть фанатичной, неконтролируемой разумом и сердцем, она не может быть неосмысленной. В жизни, в реализации своей она должна быть хотя бы чуть-чуть «неидеальной», ибо всякое идеальное в жизни – искусственность и ложь. Вот почему «реализм» объективной реальности, сокрушающий всякую «чистую» идею в жизни (либо превращающую ее в свою противоположность), требует от этического субъекта определенного стоицизма, трезвости, понимания неабсолютной предсказуемости практических последствий всякого морального акта. Такая позиция может быть условно названа позицией антиномического стоицизма. Она антиномична хотя бы потому, что осознает невозможность полной, исчерпывающей материализации нравственных ценностей и идеалов, которые – по крайней мере, в учениях – формируются или должны формироваться как абсолютные. Стоической она является потому, что осознает, вынуждена осознавать сложность или даже мучительность творчества добра в жизни. Делая добро, мы должны допускать, что результатом может быть зло, что наш моральный поступок может обернуться крахом. И здесь так необходимо мужество стоицизма, несгибаемости в трудных жизненных ситуациях. Существенная черта этики Достоевского – ее действенность, практическая направленность. Нравственные ошибки неизбежны, но необходима постоянная готовность к их осознанию на основе понимания трудности благотворчества. Этика Достоевского предостерегает от дурного «панэтизма» и расслабляющего, безбрежного морализаторства. Нравственность, возможно, и бесконечна «вглубь», т.е. неисчерпаема в человеке, но она не бесконечна «вширь», поскольку является только одной из сфер бытия человека, живущего одновременно во многих планах бытия. Мир охватывается этикой. Но сама она охватывается миром, включается в него как его часть, ибо в нем немало другого – внеэтического (имморального) или антиэтического. Достоевский создает какой-то неповторимый образ «мерцающей», одновременно «прорывной» этики.