ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ. СТАТУС И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЕ.

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Античная философия складывалась в условиях утверждения зрелых рабовладельческих отношений и установления демократического строя. Развитие философских идей демонстрирует направленность на объединение в едином универсуме природы, человека и богов. В целом античная философия в своём развитии прошла периоды становления, расцвета, упадка. На первом этапе философия выступала в форме натурфилософии, была космоцентричной поднимала проблему первооснов бытия. На втором произошел переход от преимущественного изучения внешнего мира к рассмотрению человека в различных его проявлениях. Наиболее яркими представителями классического этапа были Сократ, Платон, Аристотель. На третьем этапе интерес философии сосредоточился на познании личности, как приспособиться к сложной и противоречивой социальной жизни. В античной философии имелись все позднейшие типы мировоззрения, наметились все основные проблемы, решение которых стало задачей последующей истории мысли.

К основным социокультурным факторам относятся:1) торгово-ремесленная направленность и рабовладельческий строй 2) полисная демократия3) богатейшая мифологическая и литературная традиция. В качестве базовой категории античной философии выступает понятие космоса. Он символизирует высший порядок и гармонию. В развитии древнегреческой философии выделяют три этапа:1) ранняя греческая философия2) античная классика 3) эллинистическая философия.

Средневековая философия формировалась в условиях сословно- монархической структуры феодального общества и господства богословия. Специфика определяется теоцентризмом, креационизмом, провиденциализмом и откровением.

Согласна принципу теоцентризма, исходной точкой философского анализа признавалось духовное, бесконечное, абсолютное и неизменное бытие Бога. Принцип криатизма требовал рассматривать все явления как сотворённые Богом из ничего. Согласно принципу провиденциализма, природные явления и человеческие судьбы определяются Богом. В средневековой европейской философии выделяются этапы патристики(интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и философии, где элементы платонизма играли ведущую роль), схоластики(систематическая разработка христианской философии под огромным влиянием наследия Аристотеля).

В целом средневековая философия расширила проблемное поле, углубив понимание единства бытия и мышления, способствовало развитию искусства толкования текстов , сформулировала понятие внутреннего человека.

11.ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ:ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.

Промежуточное между феодализмом и капитализмом состояние общества, экономическая и социально-классовая незавершённость, неоднородность идеологических ориентаций определяли расплывчатость и смешанные духовные устремления теоретического сознания эпохи Возрождения. Своё название Ренессанс, Возрождение данная эпоха получила, потому что она характеризовалась возрождением античного способа мышления и чувствования. Эпоха Возрождения создала тип культурного индивидуализма, ориентированного не на практическую экономическую деятельность, что характерно для более позднего буржуазного индивидуализма, а на духовную культуру, духовные ценности. Культура Возрождения оценивается как художественно-гуманистическая традиция, ей присущи антисхолостическая направленность мысли, обращение к античной традиции, идея универсальной личности.

Этапы эпохи возрождения: 1)гуманистический, высшая ценность жизни человек, свободный и благородный. 2)философский неоплатонизм, возвращение идеи о человеке как микрокосме.3) натурфилософский, глубокий интерес к пр роде.