Социально-экономические основы маркетинга. Сущность.

Маркетинговая деятельность на предприятии

1. Социально-экономические основы маркетинга. Сущность.

2. Концепции маркетинга.

3. Типы маркетинга.

4. Функции маркетинга.

5. Технология маркетинговой деятельности.

6. Организация рекламной деятельности.

 

Являясь составной частью экономических отношений маркетинг как экономическая категория затрагивает интересы каждого субъекта хозяйствования и каждого человека. Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей людей и субъектов хозяйствования посредством обмена товаров и услуг.

Для выявления сущности маркетинговой деятельности необходимо уяснить понятие Нужда, Потребность, Запрос, Товар, Обмен, Сделка, Рынок.

Исходной или базовой идеей, лежащей в основе маркетинга, выступает идея человеческих нужд. Нужда – это чувство нехватки чего-либо, ощущаемая человеком. Нужды весьма разнообразны: физиологические, духовные и т.д. Все они являются исходными природы человека. Вторая базовая идея – это идея человеческих потребностей. Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с уровнем развития и личностью индивида. По мере развития человека и общества растут и потребности, которые безграничны. В обществе должны предприниматься целенаправленные усилия для стимулирования разумных желаний обладать товарами и услугами. Запрос – это потребность, подкрепленная платежеспособным слоем населения. Любой человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену с учетом своих специфических потребностей и ресурсов. Товар – это средство удовлетворения оной или нескольких нужд или все то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается человеку с целью привлечения внимания с целью привлечения внимания, приобретения, или использования. Обмен – это акт получения какого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Обмен является основным понятием маркетинга.

Для совершения добровольного обмена надо соблюдать условия:

1. Две стороны.

2. Каждая сторона должна иметь нечто ценное для другой.

3. Каждая сторона должна быть способна осуществить доставку товара в оговоренное место и определиться с местом его приобретения.

4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.

5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

Сделка – это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Сделка предполагает наличие следующих основных условий:

1. Наличие как минимум двух ценностно-значимых объектов.

2. Согласованность условий, времени и места ее осуществления.

Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В экономически-развитом государстве это необязательно какое-нибудь место, где встречаются и осуществляют сделку покупатели и продавцы. Достаточно дать рекламу, собрать заказы и их своевременно выполнить. Различают рынки продавца и покупателей.

Рынок продавца – это рынок, на котором продавцы имеют больше власти и наиболее активными действующими лицами приходиться быть покупателям.

Рынок покупателя – это рынок на котором больше власти имеют покупатели, где наиболее активными приходится быть продавцам.

Маркетинг постоянно совершенствуется и как экономический процесс обеспечивает взаимовыгодные отношения правительства и населения. Он означает с одной стороны конец, а с другой – начало производства. И является следствием сведения до минимума несоответствие спроса и предложения. Конкретизируя роль маркетинга на предприятии можно выделить направления его использования:

1. Определение потребностей, нужд, запросов различных групп покупателей.

2. Разработка и изготовление товара, который необходим покупателю и максимально способен удовлетворить его потребности.

3. Установление цен, приемлемых для покупателя и обеспечивающих достаточную прибыль для производителя.

4. Определение наиболее выгодных и удобных путей, доведение товаров до потребителя.

5. Установление путей и форм активного воздействия на рынок, формирование спроса стимулирование сбыта.

Каждое из этих направлений является важным, но ценность каждого из них возрастают, если они рассматриваются и осуществляются в системе. Итак, в общем понимании маркетинговая деятельность означает произвести нужный товар в нужном количестве, доставить в нужное место, в нужное время и нужному потребителю (проф. Воробьева).