Анализ ритмичности производства.
Анализ качества продукции.
Качество продукции представляет собой совокупность свойств, определяющих её пригодность удовлетворять определенные требования покупателей.
Качество продукции - это экономическая категория, характеризующая параметрические, эксплутационные, технологические, потребительские и эстетические свойства товара, а также уровень стандартизации и унификации изделия, надежность и долговременность использования продукта.
Наряду с ценой, качество – это один из основных показателей конкурентоспособности продукции, повышение которого требует дополнительных затрат и увеличивает себестоимость.
Показатели качества продукции.
- |обобщающие - объективные характеристики, отражающие качество общего фактического объема произведенной продукции независимо от ее вида и назначения;
- индивидуальные - единичные параметры, характеризующие одно из свойств анализируемой продукции: полезность для организма; надежность, долговечность; многофункциональность и безотказность в эксплуатации; технологичность (степень рациональности технологических и инженерно-конструкторских решений); дизайнерские свойства изделия;
- косвенные: рекламация покупателей, штрафы и неустойки за низкокачественную продукцию, удельный вес, стоимость забракованной продукции, сумма потерь от брака.
При анализе сортовой продукции рассчитывают:
- долю продукции каждого сорта в общем объеме выпуска;
- средний коэффициент сортности;
- средневзвешенную цену в сопоставимых условиях хозяйствования.
Доля продукции каждого сорта в общем выпуске - показатель, характеризующий отношение фактического удельного веса отдельного сорта продукции в ее общем объеме.
Средний коэффициент сортности - относительная величина, рассчитываемая как отношение стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене первого сорта.
Ритмичность - это равномерный выпуск продукции, выполнения работ и оказания услуг в соответствии с графиком в объеме, ассортименте и структуре.
Ритмичность определяет:
- качество продукции
- объем незавершенного производства
- остатки годовой продукции на складах
- оборачиваемость капитала
- степень выполнения договорных обязательств по поставке продукции
- своевременность поступления дохода от реализации
- эффективность использования фонда оплаты труда
- уровень себестоимости продукции
- сумму прибыли от основной деятельности
- финансовое состояние предприятия.
Нарушение ритмичности ухудшает результаты хозяйственной деятельности организации вследствие снижения качества продукции, увеличения объемов затрат.
Показатели ритмичности бывают прямыми и косвенными.
Прямые показатели:
- коэффициент ритмичности - относительный показатель, величина которого определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска продукции за каждый период, но не более их планового уровня;
- коэффициент вариации - относительный показатель, рассчитываемый как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за смену среднесменному плановому объему производства продукции;
- коэффициент аритмичности - относительный показатель, значение которого определяется как сумма положительных и отрицательных отклонений в производстве продукции от плана за каждую смену;
- удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску;
- доля продукции, выпущенной в первую (вторую, третью) декаду отчетного месяца и т.д.
Косвенные показатели ритмичности:
- доплата за сверхурочные работы;
- оплата простоев по вине предприятия;
- наличие потерь от брака;
- уплата штрафов, пеней, неустоек за несвоевременную или неполную поставку продукции, выполнения работ или оказание услуг;
- наличие сверхплановых остатков незавершенного производства;
- сверхнормативные остатки готовой продукции на складах;
При анализе ритмичности рассчитывают коэффициенты ритмичности, вариации и аритмичности.
Всесторонний анализ производства и реализации продукции невозможен без проведения факторного анализа, в результате которого выявляются и количественно оцениваются результаты роста выручки от продаж, обосновываются варианты принятия управленческих решений по реализации имеющихся резервов в производстве.
Факторы изменения объема реализации продукции
- объем производства продукции;
- размер остатков незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота;
- эффективность использования: трудовых ресурсов, основных производственных фондов, материальных ресурсов;
- величина остатков готовой продукции на складах, средние остатки отгруженной продукции.