Активность и одаренность

Возрастная динамика одаренности

Имеется возрастная динамика одаренности. Это связано с явлением сензитивных периодов развития, когда обнаруживаются наиболее благоприятные возможности для определенного развития. Такими возрастными предпосылками способностей у младших школьников являются повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат. У школьников средних классов отмечаются возросшая самостоятельность, настойчивая энергия и широта склонностей. У старших школьников активизируется аналитическое мышление и особая эмоциональная восприимчивость.

Причем необходимо учитывать, что способности характеризуют только те свойства, которые не исчезают при переходе к новому возрасту. Кроме того, яркие проявления детской одаренности могут быть следствием сочетаний свойств и возможностей разных возрастных периодов. Так, дети дошкольного и младшего школьного возраста опережают своих сверстников не просто по объему знаний и умений , но и по своей активности, деятельной энергии и самостоятельности, т.е. по тем качествам, которые присущи уже подростковому периоду. Одаренных подростков отличают на фоне ярко выраженных черт их возраста такие качества, как самостоятельность в занятиях, т.е. черты следующего возрастного периода. Возрастные особенности ранней юности могут усиливаться за счет сохранившихся качеств более младших возрастов.

Дальнейшее развитие одаренных детей может протекать по-разному, но чаще всего происходит постепенное выравнивание их со сверстниками по уровню способностей, т.к. часто в основе детской одаренности лежат возрастные особенности и неравномерность хода развития ребенка. Обращая особое внимание на детей с ранними интеллектуальными достижениями, неверно считать, что у других детей, не показавших ранних признаков одаренности, в дальнейшем не могут развиться выдающиеся способности. Дремлющие способности могут быстро развиться при удачном индивидуальном подходе и особо благоприятных обстоятельствах; обнаружение одаренности в более позднем возрасте может быть обусловлено генетически; развитие способностей зависит от формирующихся с годами черт характера, всего склада личности, от выбора наиболее адекватной формы профессиональной деятельности.

Высокая активность присуща каждому здоровому ребенку и является следствием природной потребности ребенка в новых впечатлениях и действиях. Саморегуляция способствует развитию активности, что проявляется в настойчивости, в умении сосредоточить свои силы для преодоления возникающих трудностей, целеустремленности. Одаренные дети отличаются особой активностью и высокой саморегуляцией.

У младших школьников познавательная активность чаще всего проявляется в повышенной любознательности, значение которой для развития способностей чрезвычайно велико. Учеников средних классов отличает высокая общая энергия, готовность участвовать в самых разных видах деятельности. Для них свойственно одновременное участие в нескольких кружках или секциях, одно их увлечение проходит, только сменяясь другим, не менее сильным. Старшеклассники более избирательны и самостоятельны в своих занятиях. В этом возрасте возникают предпосылки для формирования специальных склонностей и способностей.

Отмечено, что высокоактивизированные подростки лучше учатся, но по гуманитарным предметам высокий уровень успеваемости показывают и подростки с низким уровнем активности. Считается, что сочетание слабости, инертности, низкой активированности способствует чаще формированию “мыслительного” типа, а сочетание силы, лабильности, высокой активированности - “художественного типа”.

Вопросы и задания

В чем заключаются задачи психодиагностики?

Какие этапы психодиагностики можно выделить?

Какие формы запроса к психологу вы знаете?

Перечислите методы психодиагностики.

Как взаимодействует процесс постановки диагноза и психокррекция?

Дайте общую характеристику одаренным детям.

Проанализируйте возрастную динамику одаренности.

Как соотносятся активность и одаренность?