III. Организация деятельности ПМПК
II. Цель и основные задачи ПМПК
I. Общие положения
Семинар 8. Современное положение о деятельности ПМПК
Литература
1. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого – педагогического обследования детей в медико – педагогических комиссиях. – М.,1985.
2. Лубовский В.И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссий //Дефектология. – 1988. – №1.
3. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителей / Сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина. - М., 1983.
4. Гонеев А.Д. и соавт. Основы коррекционной педагогики.- М., 1999
5. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред.Б.П. Пузанова.- М.,1996
6. Зайцева И.А. Коррекционная педагогика.- М., 2002
7. Коррекционная педагогика / Под ред.Б.П. Пузанов.- М., 1998
1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК), которые создаются органами управления образованием на региональном и муниципальном уровнях Министерством образования Российской Федерации - на федеральном уровне.
2. ПМПК является учреждением (далее считать термины "учреждение" и "ПМПК" тождественными) системы образования и реализует диагностико-коррекционную деятельность в отношении детей и подростков с отклонениями в развитии от 0до18лет.
3. Методическое руководство работой ПМПК осуществляется Министерством образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, органами управления образованием и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
4. ПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным Законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Положением.
5. Цель ПМПК - выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
6. Основными задачами ПМПК являются:
• раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;
• комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика нарушений развития ребенка и его резервных возможностей;
• определение специальных условий для получения образования несовершеннолетним;
• подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также - лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
• разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностико-коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;
• формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;
• использование и/или формирование информационной базы данных о научно-исследовательских, лечебно-профилактических, оздоровительных, реабилитационных и других учреждениях, в которые ПМПК направляет детей и подростков с отклонениями в развитии в соответствии с показаниями, при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
• консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
• участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
• стимуляция процессов интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.
7. Учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму учреждения.
Учредителем (учредителями) государственной ПМПК могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учредителями муниципальной ПМПК являются органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство учреждения.
9. Учредительными документами учреждения являются решение учредителя (договор между учредителями) о его создании, а также устав учреждения, утверждаемый учредителем (учредителями).
10. Передача государственных учреждений в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.
11. Отношения между учредителем (учредителями) и ПМПК определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают у ПМПК с момента ее государственной регистрации, а право на ведение диагностико-коррекционной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с момента выдачи ей лицензии соответствующими органами управления образованием и органами управления здравоохранением в рамках их компетенции.
13. ПМПК с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных организациях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
14. Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
15. ПМПК в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе участвовать в создании объединений в форме ассоциаций и союзов.
16. ПМПК регионального уровня учреждаются в среднем на сто тысяч, а ПМПК муниципального уровня - на десять тысяч несовершеннолетних. На территории каждого субъекта Российской Федерации создается, как минимум, одна ПМПК.
17. ПМПК субъектов Российской Федерации являются головными по отношению к ПМПК муниципального уровня. ПМПК муниципального уровня являются головными по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам (ПМПк) образовательных учреждений, имеющихся на данной территории.
18. Реорганизация и ликвидация ПМПК осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.